Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
НАБЛЮДЕНИЯ 

Светлана ПОПОВА

Но я не мог заставить себя отвечать...

Чем вспомнят нас взрослые наши дети, поймут ли, простят? Что наши ученики, будущие гении, напишут о нас в своих книгах?

В Москве, в Третьяковке, выставка Шагала (о, волшебная!), любопытная тем, что впервые такое количество работ мастера собрано в одном месте. В том числе и произведения из частных коллекций Москвы, Питера, из Франции…
Впрочем, я не о выставке.
В очередной раз ругаясь на способность некоторых устраивать профессорские библиотеки в однокомнатных квартирах, перетрясла шкафы, нашла книгу Марка Захаровича «Моя жизнь».
Вот как гений вспоминает свое обучение в гимназии.
«Не знаю почему, я начал в это время заикаться. Может, из чувства внутреннего протеста.
Я отлично знал уроки, но не мог заставить себя отвечать…
Ужас сковывал меня при взгляде на множество голов над партами.
Содрогаясь болезненной дрожью, я успевал, пока шел к доске, почернеть как сажа или покраснеть как рак…
Мне казалось, я лежу без сил, а надо мной стоит и лает рыжая из страшной сказки собака. Рот у меня забит землей, землей облеплены зубы…
Мне казалось, что меня сбросят с четвертого этажа.
Втиснутая в гимназическую форму душа дрожала, как лист на ветру».
Вот так, господа мои хорошие. Вот так, драгоценные мои родители и педагоги. Мы им с увлечением, два прихлопа, три притопа, а у них просто рот забит землей и рыжая собака. Они же нас не слышат. Помните об этом.
И Татьяна Толстая то же:
«И вот их уже двое, потом трое; они кричат, они воздевают огромные руки, они вращают глазами, огромными, как мельничные колеса, секунда – и они растерзают меня в клочья. Женщины, фурии, учительницы. Что, что, почему? Что не так?..
Ошеломленная, стою в позорном ряду с убийцами и растлителями: маленькими, испуганными, круглоглазыми от стыда и страха, но презрительно усмехающимися семилетними преступниками; приравненная к ним, низведенная до, стертая в пыль, чудовище в коричневом платьице и отглаженном фартучке».
Ребенок в мире взрослых беззащитен. Любой набежит, обидит, накричит, унизит, выгонит из класса, стукнет…
И вот что я подумала. Они маленькие, они боятся даже нашей приветливой улыбки. Их пугает большое количество незнакомых людей, стены школы, вызов к доске (даже если знаешь урок), публичное выступление, насмешки товарищей.
А вот почему ребенок может не учить уроки, фактически отсутствовать на занятиях.
Я в классе пятом. У меня точилка для карандашей с красной рыбкой. Автоматически перегибаю ее туда-сюда и – щелк – ломаю. Приходится выкинуть. Испорчено два дня жизни. Жалко красную рыбку. Я, сильная, просто так, бездумно сломала беззащитную вещь. Маюсь жалостью к рыбке и стыдом два дня. Хожу смотреть на рыбку, лежащую в помойном ведре. Ругать не будут, вещь копеечная, не уникальная, нет проблем купить такую же. Но жалко, стыдно, мутно, жизнь разрушена, уроки забыты навсегда.
Оттого и в восторге дети от школы магии и волшебства Хогвартс! Несмотря на то что там преподают и злые волшебники, которые могут ученика просто уничтожить, испепелить. Но не за неуспеваемость или хулиганства, а по личным мотивам. Понимаете, могут убить, но унизить нет – другой уровень взаимоотношений. Ты сила, и я сила.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru