ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
День учителя информатики
Время, когда в школьной информатике
технологии преобладали над аналитикой, ушло.
Увлечение проектами и презентациями,
интеллектуальное потребление, а не создание
обеспокоило специалистов. Они говорят: мы почти
потеряли школу программирования, а с ней и многие
особенности мыслительного процесса у детей.
Сегодня на повестке дня снова старая задача –
формирование у школьников аналитических
способностей. Вернулось необходимое и очень
важное, просто плохо проработанное.
Устроители фестиваля «Алгоритмика» постарались,
чтобы каждое мероприятие освещало
алгоритмизацию (структурно-модульный вид
программирования) с какой-либо важной стороны:
философской, теоретической, исторической,
практической.
Профессор, ректор МИОО Александр Семенов при
полном аншлаге провел семинар «Алгоритмизация в
школьном курсе информатики» и прочитал лекцию
«Популярное введение в теорию алгоритмов».
Популярного было мало: математические методы для
анализа человеческого мышления, языка и
формализованной человеческой деятельности. Зато
ясного – много. Формальные методы существуют не
для сокращения времени на решение задач, поэтому
не надо его жалеть, когда ученики стараются
понять природу задания. Мы наказываем за
неверное решение, но никак не реагируем на
процесс понимания/непонимания условия задачи.
Болезнь нашего образования – «задачность».
Между тем Международное исследование PISA
проверяет не навыки решения сложных задач, а
умение соотнести математическую модель с
реальной ситуацией. Ценятся прежде всего
способности детей проанализировать жизненную
ситуацию с помощью простейших математических
средств. «Мы можем и хотим предложить российским
детям интересные задачи», – сказал Семенов и
засыпал зал оригинальными, красивыми,
увлекательными задачками по алгоритмизации.
Войдя в азарт, марафонцы предлагали свои задачи.
Ирина Фалина, сотрудник СУНЦ МГУ, блистала на
семинаре-демонстрации «Использование
электронного задачника на уроках информатики в
старших классах». Обсуждался электронный
задачник по алгоритмизации. По существу,
педагогов учили составлять такие задачи.
Давались критерии отбора задач, обсуждались
преимущества работы. Поскольку все задачи
обладают концентрической структурой (содержат
базовое ядро и уровни усложнения), все ученики
решают одну и ту же задачу. Проверка решения
мгновенна и скрыта от ученика.
Ведущий семинара «Основные принципы построения
курса “Алгоритмика” Сергей Ландо говорил о
курсе программирования для 6–7 классов –
доступном и интересном. «Есть только один способ
заинтересовать этим курсом – показать ученику
такую задачу, которую по прошествии времени он
сможет решить сам».
А Елена Андреева, председатель жюри Московской
городской олимпиады по информатике, обобщила
многолетний опыт проведения олимпиад. Выводы
получились интересные: «На всероссийских
олимпиадах долгое время наши ученики показывали
низкие результаты. Причина банальная – принцип
поуровневого выбора участников. На школьную,
окружную, городскую олимпиады педагоги отбирают
тех ребят, у кого пятерка по предмету, что не
всегда означает, что они одаренные дети. Когда
была учреждена заочная интернет-олимпиада по
информатике, ее участниками стали все желающие, и
лидерами в рейтингах больших олимпиад стали
победители именно заочного испытания».
Подробности можно узнать на сайте www.olimpiads.ru.
К Александру Дуванову из Роботландского
сетевого университета (для непосвященных:
Роботландия находится в Переславле-Залесском, а
переславская школа программистов сильна и
идеями, и программами, и учебниками) на семинар
«Магия программирования. Пассы для начинающих»
жаждали попасть все. Стиль занятия: «Есть
волшебство в решении простых задач, сейчас
поймете».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|