ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
День учителя математики
Член-корреспондент РАО Николай Розов
сказал: «За минувший век в математике произошли
грандиозные события. Современные математические
методы позволяют моделировать общественные
явления и технические процессы. Математика
превращается в мощный инструментарий
исследования и прогнозирования. В
математической науке изменилось почти все, а в
программе школьного курса математики – почти
ничего. Школьная математика удерживает
старшеклассников в XVIII веке по алгебре и в
Древней Греции по геометрии».
Очевидно, что школа должна давать представление
о математических понятиях, которые получили
широкое применение во многих науках, даже в
гуманитарных. Такие термины, как «бифуркация»,
«хаос», «фрактал», сегодня используют не только
математики, но и философы, социологи, экономисты.
Что еще нужно поменять в преподавании
математики?
«Важные изменения в программе невозможно
осуществить, если не согласиться с тем, что
отдельные разделы и темы допустимо изучать на
описательно-демонстрационном уровне, опуская
формальные доказательства и добиваясь понимания
сути дела без воспроизведения учениками, даже не
сообщая им скучных обоснований и обходясь без
рассуждений», – заявил Розов.
Предложение Розова профессионалам, убежденным,
что советская и российская методика
преподавания математики в школе во главу угла
всегда ставила требование строгой научности и
логической доказательности, принять было трудно.
«Это не совсем так, – развеял мифы Розов. –
Многие разделы школьного курса в принципе
невозможно четко изложить ученикам. Достаточно
внимательно проштудировать классические
учебники Киселева, скажем, те места, где должен
работать метод математической индукции, чтобы
заметить описательно-демонстрационное
изложение целого ряда вопросов».
Другое заблуждение основано на широко
распространенном мнении, что математика, и
только математика, способна воспитывать в
человеке культуру логического мышления.
«Конечно, математика, как говорил Ломоносов, ум в
порядок приводит. Но это не единственный путь.
Действительно ли девочка, увлеченная языками,
осваивает логику, зазубривая теорему о трех
перпендикулярах?»
О перспективах математического образования
много говорили и академики Юрий Колягин и
Александр Абрамов. Практически весь день у
марафонцев был трудный выбор: предпочесть
теоретическую часть Дня физики или все же
практическую, притягательную не менее?
В Паркетном зале с утра и до вечера – аншлаг. Что
привело сюда учителей? Мастер-классы: «Связь
стереометрии с планиметрией в задачах»,
«Красивые задачи на уроках математики», «Урок
одной задачи». Какой же математик останется
равнодушным? Учитель харьковской гимназии Вадим
Голобородько определил главные свойства
«красивой задачи». Это нестандартные элементы
(например, многовариативность методов решения),
доступность, лаконичность, наличие подсказки.
Да-да, не удивляйтесь, желательно, чтобы красивая
задача требовала подсказки со стороны учителя,
но такой, получив которую ученику хотелось бы
продолжить работу. И вот еще что. Красивая задача
не должна ставить школьника в тупик: «Я бы
никогда не додумался». Лучше пусть знакомство с
решением по-настоящему красивой задачи вызовет у
него изумление: «Как же я сам до этого не дошел?!»
Огромный интерес вызвали авторские технологии
обучения математике старшего научного
сотрудника РАН Виктора Голубева. «Эти технологии
позволяют пройти школьный курс математики за три
года с любым ребенком», – заверил Виктор
Иванович. «Так уж и с любым? – засомневались
слушатели. – Похоже на чудо». «Но ведь и сам
ребенок – чудо. С ним можно раз в пять быстрее
двигаться».
Чем отличается Московская региональная
олимпиада от общероссийской? Слушатели
лекции-практикума «Московская региональная
олимпиада», которую вели директор МЦНМО Иван
Ященко и заслуженный учитель РФ Павел Чулков,
узнали все это в мельчайших нюансах.
В Малом зале состоялся очень эмоциональный и
содержательный разговор с разработчиками ЕГЭ-2005.
У педагогов накопилось много вопросов к
профессорам МПТУ Ларисе Денищевой, Павлу
Семенову и ведущему научному сотруднику ИСМО РАО
Кларе Краснянской. Как оценивается выполнение
заданий по ЕГЭ? Надо ли выполнять задания «С1» и
«С2», чтобы получить оценку «пять»? В общем, всех
вопросов не перечесть. Но гости марафона
получили подробные ответы на каждый из них.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|