Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2005

Первая тетрадь. Политика образования


ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

“Не делайте из учителей локомотив революции”

Похоже, не успев возникнуть, движение “Образование для всех” уже раскололось.
Одни борются за права педагогов, а другие пытаются втянуть их в политические игры

16–17 апреля в Московском гуманитарном университете состоялся форум общественного движения “Образование для всех”, которое возглавил первый заместитель председателя Комитета Думы по образованию и науке Олег Смолин. Протокол о создании движения подписали более 30 организаций. В их числе Российская ассоциация профсоюзных организаций студентов, Всероссийский фонд образования, Ассоциация демократических школ. Однако дальше протокола дело не продвинулось. Слишком многих на форуме проблемы образования не интересовали. Похоже, им был важен один вопрос: можно ли вывести учителей на улицы?

Большинство записанных на бумаге целей движения “Образование для всех” могут заслужить среди учителей только одобрение. Движение выступает против приватизации образовательных учреждений, реструктуризации сельских школ, ГИФО по результатам ЕГЭ, коммерциализации образования… Но это на бумаге. На деле же на одного человека, готового всерьез размышлять об образовании, приходится трое желающих заработать политические очки на бедах школы.
– Образование не может подчиняться экономическим критериям. Оно выполняет функцию культурного воспроизводства нации, – начал выступление профессор МГУ, доктор экономических наук Андрей Колганов. – Кто нам нужен – натасканная рабочая сила или культурные люди? Послушная рабочая скотинка никогда не выведет нашу страну на передовые рубежи. Но властям это не нужно. Им достаточно экономики трубы и лесоповала.
Закончив речь на такой ноте, Андрей Колганов сделал подарок следующему оратору – экс-лидеру “Родины” Сергею Глазьеву.
– Уже исчерпаны все формы парламентской борьбы, – сказал Глазьев, которого никто никогда не видел на думских слушаниях по образованию. – Поэтому пора переходить к более решительным действиям – организовать всероссийские забастовки учителей и других работников бюджетной сферы.
Затем Глазьев предложил обратиться от имени форума к ректорам вузов: выходите из “Единой России”, присоединяйтесь к борьбе! “Единороссов” в зале не было, партбилеты партии власти никто рвать не стал.
– Осенью планируется массовая акция протеста студентов и преподавателей, – сообщил председатель горкома профсоюза “Студенческая оборона” Николай Лыков. – Сегодня происходит политизация студентов, и это положительная тенденция.
– Без изменения социального строя невозможно осуществить лозунг “Образование для всех”! – заявила руководитель общероссийского движения с безобидным названием “В защиту детства” Наталья Глаголева.
– Учитель – не пушечное мясо, – жестко возразила ей заместитель председателя Московского профсоюза работников образования и науки Марина Иванова. – Не надо делать из педагогов локомотив революции, втягивать в политику детей и родителей.
– Учитель должен брать на себя функции политического агитатора, – высказался преподаватель Московского психолого-педагогического университета Сергей Соловьев. – Детей нужно учить ориентироваться в круговороте общественной жизни!
– Педагог не только поставщик образовательных услуг, как проповедует либеральная идеология, – заявила не представившаяся участница общероссийского движения “Альтернативы”. – Он должен воспитывать в детях социальную активность, включать их в протестное движение. А студенты должны идти в школы и распространять листовки!
– Бесспорно, наша школа нуждается в реформировании, – попытался урезонить собравшихся Андрей Колганов. – Но невозможно реформировать образование, пока голодают учителя и ученики, в школах нет туалетов и текут крыши. Мы можем поднять на социальный протест преподавателей, школьников, родителей. Но только в том случае, если не просто скажем, что нынешние реформы разрушительны для образования, а предложим свое видение новой школы.
– Поднимите руку те, кто верит, что заявленные в декларации форума цели будут реализованы, – обратился к залу руководитель общественной организации “Учитель за свободу убеждений” Всеволод Луховицкий.
Ни одна рука в зале не поднялась.
– Я тоже не верю, что цели, заявленные в нашей декларации, могут быть достигнуты хотя бы в ближайшее время, – попытался спасти ситуацию Олег Смолин. – Но ждать, пока они реализуются сами собой, невозможно. Поэтому мы созвали форум и создаем движение “Образование для всех”.
После этого участники форума поехали митинговать на Пушкинскую площадь.


Ключевые положения программы “Образование для всех”:

– Повышение расходов на образование в краткосрочной перспективе в два раза, в среднесрочной – до 10% ВВП.
– Возвращение в федеральную собственность переданных в регионы ПТУ и ссузов.
– Сохранение действующих и восстановление в полном объеме утраченных налоговых льгот для образовательных учреждений.
– Повышение ставок и окладов педагогическим работникам в среднесрочной перспективе до средней зарплаты в промышленности, в вузах – до двух средних зарплат в промышленности.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru