Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
«ЗОЛОТАЯ МАСКА»–2005

Завершился очередной театральный фестиваль «Золотая маска». За тем, как проходило вручение наград его новым лауреатам, через пару дней после торжественной церемонии могли наблюдать приобщенные к ней многочисленные телезрители. И составить собственное представление о том, удалось или не удалось организаторам зрелища устроить театральный праздник. О номинантах и лауреатах «Маски» иметь собственное представление гораздо труднее. Ведь рядовому зрителю попасть на премьерные показы не так-то просто. Помочь ему разобраться в тенденциях современного театра на протяжении сезона старались обозреватели «ПС». И надо отметить, их оценки в основном совпали с решениями жюри. О том, как распределились премии, что радует, а что тревожит сегодня, наши обозреватели рассказывают и размышляют в своих заключительных комментариях.

Как отличить сокола от цапли?
В разделе «драма» первенствовали корифеи

СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ "КОГДА Я УМИРАЛА"

Названы лауреаты премии “Золотая маска”– 2005. Победителями в номинации “драма” стали “Скрипка Ротшильда” К.Гинкаса, поставленная в Московском тюзе (спектакль большой формы) и “Когда я умирала” М.Карбаускиса Театра п/р О.Табакова (спектакль малой формы). Лучшим режиссером признан Миндаугас Карбаускис, лучшей актрисой – Ирина Пегова (“Дядя Ваня”, Театр п/р
О.Табакова и фестиваль “Черешневый лес”), лучшим актером – в третий раз! – Константин Райкин (“Ричард III”, театр “Сатирикон”), лучшим художником – Сергей Бархин (“Скрипка Ротшильда”). Приятно, что кое-что мы угадали.
Отмечен “Маской” по случаю юбилея и легендарный спектакль Л.Додина “Братья и сестры”. Один из самых красивых (и почти всегда бесспорных) призов “Маски” – “За честь и достоинство” – вручен актеру Театра Российской армии Николаю Пастухову, народному артисту, честнейшему человеку и безупречному профессионалу. Жаль, что так и не получил этот приз его товарищ и коллега по театру Владимир Зельдин. Последний романтический герой театра ХХ века, он казался идеальным претендентом на подобную номинацию в этом году. Вернее, жаль, что “Маска” не удосужилась заметить и отметить сей феномен: “учитель танцев” спустя полвека повторяет свою легенду: в 90 лет, будучи в творческой форме, актер выходит на сцену в роли Дон Кихота – в мюзикле! – и собирает полные залы.
Для меня любопытно то, что приз зрительских симпатий получил спектакль “Ричард III”, детище режиссера Ю.Бутусова, художника А.Шишкина и К.Райкина. Выходит, мы недооцениваем (или просто не знаем) своего зрителя. Театр все пытается быть попроще, зрителя ласкает, развлекает, щекочет – короче, предлагает скоротать с ним вечерок. От театров то и дело слышишь: “Зритель этого не поймет”, “Зритель на это не пойдет”. А зритель, оказывается, вполне способен отличить зерна от плевел, сокола от цапли, как небезызвестный шекспировский герой. Зритель в состоянии отделить собственно театр, который может доставить штучное удовольствие, от театра, постоянно напоминающего что-то еще – эстрадный концерт, вечер сатиры и юмора или просто актерский капустник. Зритель, оказывается, безошибочно извлекает из груды металлолома серебряную ложку.
Тут самое время от праздника перейти к будням, от “наших побед” к “нашим проблемам”, и сделать далеко идущие выводы. 10 лет, громко отбиваясь от критики в свой адрес и тихо делая работу над ошибками, “Маска” настойчиво шла к тому, чтобы стать главным фестивалем страны. Она им и стала, пусть формально. О “Маске” вечно судачат, но в ее конкурс стремятся попасть. На “Маску” всегда обижаются, но от “Масок” никогда не отказываются. Патронаж СТД РФ, Федерального агентства по культуре и кинематографии и правительства Москвы. Очень красивые афиши по всему городу, в метро, на ТВ. В афишах важные и главные слова – “национальная премия”, “лучшие российские спектакли”. Слова эти придают крыльям “Маски” размах, подтверждают и закрепляют ее государственный статус.
Однако, разменяв второй десяток, “Маска” может угодить в ловушку, которую сама же себе и расставила. Во всяком случае, последний фестиваль наводит на подобные мысли. То ли ощутив некий застой в крови, то ли улавливая новые веяния моды и стараясь им соответствовать (вчера в программе акцентировались имена, сегодня – продвинутость и “стебность” зрелища), одиннадцатая “Маска” активно полевела (или теперь надо говорить “поправела”?). Она пытается соединять часто не слишком возможное (акцию и коммерцию, черты фестиваля андеграунда и мейнстрима), пытается объять необъятное, совмещая, скажем, в программе “драма” спектакли прикольные и серьезные, модные и профессиональные, которые безумно трудно, а то и невозможно сравнивать. Хотя сегодня эта путаница вообще типична для нашей театральной ситуации.
Задним числом перебираю зеленые листочки дневника фестиваля: что было вчера, что будет сегодня и завтра. С информационной точки зрения все четко и насыщенно. Вот только рецензии-рекламки, предвосхищающие фестивальные спектакли, написаны будто 14-летними восторженными институтками. Жанр, правда, безумно трудный – в коротеньком резюме надо изложить то главное, что могло бы привлечь зрителя. Так что же оказалось главным в “лучших российских спектаклях” сезона? Один спектакль, оказывается, похож на капустник и КВН, во втором – герой бродит по залу и дарит зрителям свои визитные карточки, в третьем – говорят о смерти, но это не страшно, в четвертом – герои снимают сапоги и ходят по дому в шерстяных носках. Даже о фаворите фестиваля, “Аиде” Д.Чернякова, в первую очередь было сказано не “что”, а “как”: 460 участников, 10 тонн декораций. То есть во всех случаях главный акцент делался на сумме внешних приемов, а содержание было вынесено за скобки.
Увы, два спектакля, о которых мы обещали рассказать в прошлый раз, никак не изменили ощущений от фестиваля в целом. “Три сестры” сделаны Е.Марчелли скорее как надо, чем как хочется, будто по типичным лекалам “фестивального спектакля”. Они удивляли публику энным количеством сценических приемов и приколов, но никак не трогали ни ум, ни сердце. Я, кстати, совершенно не против, чтобы Чехова играли под музыкальное сопровождение Гарика Сукачева. Но что характерно: мощнейшая энергетика Сукачева будоражила кровь, а игра актеров Тильзит-театра и даже чеховский текст на этом фоне показались анемичными и бессмысленными. В случае с якутским “Макбетом” С.Потапова в пору снова заводить старый разговор о заимствовании чужих приемов – от М.Захарова до Э.Някрошюса, далее везде.
Есть такая старая история про ныне уже покойного замечательного петербургского композитора Валерия Гаврилина. Однажды он записывал музыку к драматическому спектаклю “Сцены у фонтана” по пьесе С.Злотникова, типичной “новой драме” 80-х годов. Писали музыку классные джазовые музыканты. Писали ночью, потому что днем эти ребята служили в разных местах (кто “лабал” в ресторане, кто в оперном оркестре). Гаврилин бился с ними долго и безуспешно, пока наконец саксофон его не спросил: “Валер! Ты скажи толком, про что играем-то?!” “Про собачью жизнь!!!” – заорал Гаврилин. И, как гласит легенда, трек записали с первого дубля. Если бы мы всегда понимали, “про что” играет современный театр… Нас бы не удивляло ничего и восхищало все: Дон Жуан, раздающий свои визитные карточки, Макбет, блюющий в первый ряд партера, подполковник Вершинин в носках, философствующий посреди прозоровского дома.

Наталья КАЗЬМИНА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru