Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ДОМАШНИЙ АРХИВА
ОДИНОКАЯ ТЕТРАДЬ

К вам идем, мир несем
Страницы из дневника преподавателя воскресной школы

Три года назад диакон Дмитрий Котов впервые подошел к старому двухэтажному кирпичному зданию в подмосковном городе Лобне. Табличка у дверей сообщала, что здесь находится специальная (коррекционная) школа. На пороге стояли подростки, мальчики и девочки лет тринадцати. Они курили и о чем-то очень оживленно разговаривали. Появление отца диакона в облачении ничуть не смутило их. Кто-то из ребят развязно крикнул: «Чо вам здесь надо?»
«К вам идем, мир несем!» – невозмутимо ответил отец Дмитрий и зашел в школу. С тех пор каждую неделю он приезжает сюда из соседнего Долгопрудного, где он руководит воскресной школой при храме Спаса Нерукотворного. Кстати, храм этот семнадцатого века – один из красивейших в Подмосковье. При восстановлении он был благоукрашен изумительными мозаиками, над которыми работали отец Дмитрий и его ученики.
Дмитрий Котов – выпускник Академии художеств. Первое его занятие в коррекционной школе проходило в спортивном зале, где расстелили рулоны обоев белой стороной кверху. Для каждого из ребят отмерили по метру бумаги. Дали полный набор гуаши, кисти. Вместо привычной учительницы на середину зала вышел человек в непривычном для детей длинном, до пола черном одеянии.
Отец Дмитрий начал со сказки, посадил всех – чубастых, вихрастых, взъерошенных, с косичками и без косичек – вокруг себя и начал рассказывать...
Сегодня в Лобненской коррекционной школе нет серых стен. Кругом детские рисунки.
Отец Дмитрий – очень занятой человек, дети окружают его с утра и до ночи. Мысли о детях, о жизни, об искусстве для него – занятие не праздное. Сегодня с разрешения автора мы познакомим вас с несколькими записями из его дневника.

Говорят, в Японии рисование и музыка преподаются на уровне с математикой, языком. Мать-японка ночью будит своих детей, чтобы те полюбовались красотой неба, луны.
Весь уклад жизни нашего крестьянина, купца или дворянина тоже когда-то соответствовал представлениям о прекрасном. Достаточно посмотреть утварь крестьянина, начиная от сруба и кончая уздечкой. Насколько все окружающие его предметы были целесообразны, просты и совершенны по форме!
Дворянство, конечно, подражало Западу. Но все равно в лучших проявлениях там были и мера, и вкус, и истинная красота. Достаточно посмотреть усадьбу Архангельское или дом Некрасова в Карабихе. Но при всей типичности этих культур каждый дом, каждый интерьер имел свои неповторимые особенности. Отсюда, из этой среды и рождались наши Кольцовы и Ломоносовы, Пушкины и Есенины.
Личность без культурной среды не может взраститься. А именно эту среду и уничтожили. Что сейчас окружает детей дома, на улице, в школе? Часто даже крупиц красоты там не найти. Мы держимся только на наших генетических запасах и возможностях.

* * *
Как важно окружить детей всем прекрасным: начиная от музыки и кончая художественным наполнением классов, коридоров и всего интерьера школы. Ведь Господь всем людям независимо от социальной принадлежности, вероисповедания, цвета кожи вложил потребность, дар видения красоты. Тем более в развитии этих способностей нуждаются обездоленные дети. Им тяжело дается математика, язык, другие знания, дети из соседней школы называют их дебилами. И вдруг под руками этого ребенка рождается-появляется изображение птиц, животных, людей, деревьев. Это воспринимается детьми как чудо.
Не каждый больной ребенок может освоить школьные науки, но почти каждый может воспроизвести в красках окружающий мир. Только мы, взрослые, обязаны предоставить им такую возможность, потому что рисование можно превратить в Игру. А играть, как известно, детям легче, чем сидеть за партой. Подготовка к праздникам, оформление рисунками стен школы, издание классных и школьных стенгазет, наконец – все это делает окружающий мир ребенка понятным, естественным, органичным для него. Ребенок, как цветок, тянется к Солнцу, так же будет тянуться и к школе, только нам, взрослым, надо помочь ему в этом, дать ему ту радость, которой он часто лишен в своем доме, для того чтобы он не оказался за школьной оградой, на «помойке», не был отдан на растерзание улицы.
Как-то мы проходили с батюшкой мимо свалки и видели такую картину: парень с девушкой целуются, в руке у него бутылка пива, а у нее дымится сигарета. Вокруг – горы мусора, но их это даже не смущает – вот страшный образ нашего времени.

* * *
Вспомнилась женщина, которая кричала про своего сына: “Заберите у меня этого урода, я его ненавижу”. А я еще поражался, почему этот мальчик все рисует коричневой краской, хотя рядом двадцать чудных цветов.
Два с половиной года пришлось искать формы преподавания в коррекционной школе. Главная сложность заключалась в том, что дети разновозрастные, от первого до девятого класса, с различными психическими, физическими и нервными отклонениями, неспособные, как правило, больше восьми–десяти минут воспринимать информацию, тем более такую сложную, как Закон Божий. Какие методы и формы только не были перепробованы!
Заметил, что детям нравится петь молитвы, слушать рассказы о житиях святых, всякие душеполезные истории, которые каким-то образом касались жизни самих детей. На этом интересе и пришлось строить занятия – стало получаться. Если первые полтора года каждый урок давался с большим напряжением, то со временем боязнь, что не получится, ушла. Все стало гораздо легче и естественней.
Иногда занятие начинаю с небольшого рассказа, например, о том, что случилось со мной по дороге. А так как доезжать до школы частенько приходится на попутных машинах (в это время перерыв в загородных электричках), то недостатка в рассказах не бывает. Часто по дороге попадаются люди с какими-то необычными судьбами и историями, задают интересные вопросы. Вот и начинаю урок с того, что делюсь с детьми своими дорожными размышлениями.
Детям интересно, чтобы поднимались их вопросы, то, что их мучает. А для меня как для педагога важно вызвать их на диалог или с самого начала поставить какую-нибудь нравственную проблему. Например, Саша не поздоровался, когда я входил в школу, хотя я его чуть ли не плечом задел. Я его окликнул, поклонился и первым поздоровался. Утверждает, что не заметил. Конечно, говорит неправду. Я переживу, что Саша не поздоровался, но эта проблема не только Сашина, это общая проблема.
Помнится, приехав в одну из православных школ, я пора-
зился, что дети не здороваются с взрослым человеком. Тем более что я был одет, как и положено священнослужителю, в подрясник. В деревнях, кто бы ни шел, молодой или старый, принято здороваться. Совершенно чужие люди, которые тебя никогда не видели, здороваются. А в православной школе дети проходят мимо тебя, как мимо столба. Что уж тогда говорить об обычных школах.
Любой рассказ о каком-нибудь нравственном или, наоборот, безнравственном поступке и его последствиях годится. Лишь бы дети смогли потом, встретившись с подобным явлением в жизни, отделить плевелы от пшеницы, чтобы этот рассказ смог бы им реально помочь в жизни сделать свой выбор между добром и злом.

Московская область

Дмитрий ШЕВАРОВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru