ДОМАШНИЙ АРХИВА
ОДИНОКАЯ ТЕТРАДЬ
К вам идем, мир несем
Страницы из дневника преподавателя
воскресной школы
Три года назад диакон Дмитрий Котов
впервые подошел к старому двухэтажному
кирпичному зданию в подмосковном городе Лобне.
Табличка у дверей сообщала, что здесь находится
специальная (коррекционная) школа. На пороге
стояли подростки, мальчики и девочки лет
тринадцати. Они курили и о чем-то очень оживленно
разговаривали. Появление отца диакона в
облачении ничуть не смутило их. Кто-то из ребят
развязно крикнул: «Чо вам здесь надо?»
«К вам идем, мир несем!» – невозмутимо ответил
отец Дмитрий и зашел в школу. С тех пор каждую
неделю он приезжает сюда из соседнего
Долгопрудного, где он руководит воскресной
школой при храме Спаса Нерукотворного. Кстати,
храм этот семнадцатого века – один из
красивейших в Подмосковье. При восстановлении он
был благоукрашен изумительными мозаиками, над
которыми работали отец Дмитрий и его ученики.
Дмитрий Котов – выпускник Академии художеств.
Первое его занятие в коррекционной школе
проходило в спортивном зале, где расстелили
рулоны обоев белой стороной кверху. Для каждого
из ребят отмерили по метру бумаги. Дали полный
набор гуаши, кисти. Вместо привычной учительницы
на середину зала вышел человек в непривычном для
детей длинном, до пола черном одеянии.
Отец Дмитрий начал со сказки, посадил всех –
чубастых, вихрастых, взъерошенных, с косичками и
без косичек – вокруг себя и начал рассказывать...
Сегодня в Лобненской коррекционной школе нет
серых стен. Кругом детские рисунки.
Отец Дмитрий – очень занятой человек, дети
окружают его с утра и до ночи. Мысли о детях, о
жизни, об искусстве для него – занятие не
праздное. Сегодня с разрешения автора мы
познакомим вас с несколькими записями из его
дневника.
Говорят, в Японии рисование и музыка
преподаются на уровне с математикой, языком.
Мать-японка ночью будит своих детей, чтобы те
полюбовались красотой неба, луны.
Весь уклад жизни нашего крестьянина, купца или
дворянина тоже когда-то соответствовал
представлениям о прекрасном. Достаточно
посмотреть утварь крестьянина, начиная от сруба
и кончая уздечкой. Насколько все окружающие его
предметы были целесообразны, просты и совершенны
по форме!
Дворянство, конечно, подражало Западу. Но все
равно в лучших проявлениях там были и мера, и
вкус, и истинная красота. Достаточно посмотреть
усадьбу Архангельское или дом Некрасова в
Карабихе. Но при всей типичности этих культур
каждый дом, каждый интерьер имел свои
неповторимые особенности. Отсюда, из этой среды и
рождались наши Кольцовы и Ломоносовы, Пушкины и
Есенины.
Личность без культурной среды не может
взраститься. А именно эту среду и уничтожили. Что
сейчас окружает детей дома, на улице, в школе?
Часто даже крупиц красоты там не найти. Мы
держимся только на наших генетических запасах и
возможностях.
* * *
Как важно окружить детей всем прекрасным:
начиная от музыки и кончая художественным
наполнением классов, коридоров и всего интерьера
школы. Ведь Господь всем людям независимо от
социальной принадлежности, вероисповедания,
цвета кожи вложил потребность, дар видения
красоты. Тем более в развитии этих способностей
нуждаются обездоленные дети. Им тяжело дается
математика, язык, другие знания, дети из соседней
школы называют их дебилами. И вдруг под руками
этого ребенка рождается-появляется изображение
птиц, животных, людей, деревьев. Это
воспринимается детьми как чудо.
Не каждый больной ребенок может освоить школьные
науки, но почти каждый может воспроизвести в
красках окружающий мир. Только мы, взрослые,
обязаны предоставить им такую возможность,
потому что рисование можно превратить в Игру. А
играть, как известно, детям легче, чем сидеть за
партой. Подготовка к праздникам, оформление
рисунками стен школы, издание классных и
школьных стенгазет, наконец – все это делает
окружающий мир ребенка понятным, естественным,
органичным для него. Ребенок, как цветок, тянется
к Солнцу, так же будет тянуться и к школе, только
нам, взрослым, надо помочь ему в этом, дать ему ту
радость, которой он часто лишен в своем доме, для
того чтобы он не оказался за школьной оградой, на
«помойке», не был отдан на растерзание улицы.
Как-то мы проходили с батюшкой мимо свалки и
видели такую картину: парень с девушкой целуются,
в руке у него бутылка пива, а у нее дымится
сигарета. Вокруг – горы мусора, но их это даже не
смущает – вот страшный образ нашего времени.
* * *
Вспомнилась женщина, которая кричала про своего
сына: “Заберите у меня этого урода, я его
ненавижу”. А я еще поражался, почему этот мальчик
все рисует коричневой краской, хотя рядом
двадцать чудных цветов.
Два с половиной года пришлось искать формы
преподавания в коррекционной школе. Главная
сложность заключалась в том, что дети
разновозрастные, от первого до девятого класса, с
различными психическими, физическими и нервными
отклонениями, неспособные, как правило, больше
восьми–десяти минут воспринимать информацию,
тем более такую сложную, как Закон Божий. Какие
методы и формы только не были перепробованы!
Заметил, что детям нравится петь молитвы, слушать
рассказы о житиях святых, всякие душеполезные
истории, которые каким-то образом касались жизни
самих детей. На этом интересе и пришлось строить
занятия – стало получаться. Если первые полтора
года каждый урок давался с большим напряжением,
то со временем боязнь, что не получится, ушла. Все
стало гораздо легче и естественней.
Иногда занятие начинаю с небольшого рассказа,
например, о том, что случилось со мной по дороге. А
так как доезжать до школы частенько приходится
на попутных машинах (в это время перерыв в
загородных электричках), то недостатка в
рассказах не бывает. Часто по дороге попадаются
люди с какими-то необычными судьбами и историями,
задают интересные вопросы. Вот и начинаю урок с
того, что делюсь с детьми своими дорожными
размышлениями.
Детям интересно, чтобы поднимались их вопросы,
то, что их мучает. А для меня как для педагога
важно вызвать их на диалог или с самого начала
поставить какую-нибудь нравственную проблему.
Например, Саша не поздоровался, когда я входил в
школу, хотя я его чуть ли не плечом задел. Я его
окликнул, поклонился и первым поздоровался.
Утверждает, что не заметил. Конечно, говорит
неправду. Я переживу, что Саша не поздоровался, но
эта проблема не только Сашина, это общая
проблема.
Помнится, приехав в одну из православных школ, я
пора-
зился, что дети не здороваются с взрослым
человеком. Тем более что я был одет, как и
положено священнослужителю, в подрясник. В
деревнях, кто бы ни шел, молодой или старый,
принято здороваться. Совершенно чужие люди,
которые тебя никогда не видели, здороваются. А в
православной школе дети проходят мимо тебя, как
мимо столба. Что уж тогда говорить об обычных
школах.
Любой рассказ о каком-нибудь нравственном или,
наоборот, безнравственном поступке и его
последствиях годится. Лишь бы дети смогли потом,
встретившись с подобным явлением в жизни,
отделить плевелы от пшеницы, чтобы этот рассказ
смог бы им реально помочь в жизни сделать свой
выбор между добром и злом.
Московская область
Дмитрий ШЕВАРОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|