КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Типология воспитания по Янушу Корчаку
Догматическая среда
«Традиция, авторитет, обряд, веление как
абсолютный закон, необходимость как жизненный
императив. Дисциплина, порядок и
добросовестность. Серьезность, душевное
равновесие и ясность, вытекающая из твердости,
ощущения прочности и устойчивости, уверенности в
себе, в своей правоте. Самоограничение,
самоопределение, труд как закон, высокая
нравственность как навык. Благоразумие,
доходящее до пассивности, одностороннего
незамечания прав и правд, которых не передала
традиция, не освятил авторитет, не закрепил
механически шаблон поступков… Догматами могут
быть земля, костёл, отчизна, добродетель и грех;
могут быть: наука, общественно-политическая
работа, богатство, борьба, а также Бог – Бог как
герой, божок или кукла. Не во что, а как веришь».
Среда безмятежного потребления
«Душевный покой, беззаботность,
чувствительность, приветливость, доброта,
трезвости сколько надо, самосознание, какое
добывается без труда. Нет упорства ни в желании
сохранить, продержаться, ни в стремлении достичь,
найти. Ребенок живет в атмосфере внутреннего
благополучия и ленивой, консервативной привычки,
снисходительности к современным течениям, среди
привлекательной простоты. Здесь он может быть
всем, чем он хочет: сам – из книжек, бесед, встреч
и жизненных впечатлений – ткет себе основу
мировоззрения, сам выбирает путь».
Среда внешнего лоска и карьеры
«Опять выступает упорство, но оно вызвано к
жизни холодным расчетом, а не духовными
потребностями. Ибо нет здесь места для полноты
содержания, есть одна лукавая форма – искусная
эксплуатация чужих ценностей, приукрашивание
зияющей пустоты. Лозунги, на которых можно
заработать. Этикет, которому надо покоряться. Не
достоинство, а ловкая самореклама. Жизнь не как
труд и отдых, а вынюхивание и обхаживание.
Ненасытное тщеславие, хищность, недовольство,
высокомерие и раболепие, зависть, злоба,
злорадство. Здесь детей не любят и не
воспитывают, здесь их только оценивают, теряют на
них или зарабатывают, покупают и продают.
Идейная среда
«Сила ее не в твердости духа, а в полете,
порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно
вершишь. Творишь сам не дожидаясь. Нет повеления
– есть добрая воля. Нет догм – есть проблемы. Нет
благоразумия – есть жар души, энтузиазм.
Сдерживающим началом здесь – отвращение к грязи,
моральный эстетизм. Бывает, здесь временами
ненавидят, но никогда не презирают.
Терпимость тут не половинчатость убеждений, а
уважение к человеческой мысли, радость, что
свободная мысль парит на разных уровнях и в
разных направлениях – сталкиваясь, снижая полет
и вздымая – наполняет собой просторы. Отважный
сам, ты жадно ловишь звуки чужих молотов и с
любопытством ждешь завтрашнего дня, его новых
восторгов, недоумений, знаний, заблуждений,
борьбы, сомнений, утверждений и отрицаний».
По книге Януша КОРЧАКА
«Как воспитывать ребенка»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|