КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Четыре стороны школьного материка
Каждая из них имеет право на существование, но
ресурсы развития у них разные
«Школа, быть может, самая сложная
социальная система, – утверждает профессор
Витольд Ясвин. – Разные школы могут значительно
отличаться друг от друга, но эти различия иногда
очень трудно определить. Однако есть и
фундаментально общее: в каждой школе есть
ученики и учителя, отношения между ними,
образовательный процесс, помещение и
оборудование. Любая школа оказывает
воспитывающее и обучающее воздействие на
учеников. Другой вопрос: как провести анализ
этого воздействия?»
В своем анализе образовательных сред Витольд
Ясвин отталкивается от типологизации,
предложенной еще Янушем Корчаком.
Образовательная среда может быть отнесена к
одному из четырех основных типов, выделенных
Я.Корчаком:
1) «догматическая образовательная среда»,
способствующая развитию пассивности и
зависимости ребенка;
2) «карьерная образовательная среда»,
способствующая развитию не только активности, но
и зависимости ребенка;
3) «безмятежная образовательная среда»,
способствующая свободному развитию, но и
обусловливающая формирование пассивности
ребенка;
4) «творческая образовательная среда»,
способствующая свободному развитию активного
ребенка.
В догматической среде используются далеко не все
ее развивающие возможности. Можно привести
знакомую всем ситуацию, когда учащийся не
готовит домашнее задание, потому что его «вчера
спрашивали». Другими словами, для реализации
образовательных возможностей в этой среде
необходим тотальный контроль со стороны
педагогов; при его ослаблении учащиеся начинают
халтурить, так как они зависимы и пассивны.
Степень использования образовательных
возможностей в безмятежной среде еще меньше, чем
в догматической. Здесь учащиеся жестко не
контролируются, предоставлены самим себе и при
этом они свободны в выборе пассивного образа
жизни.
Совсем другая ситуация возникает в творческой
среде, когда учащиеся свободны и активны. Здесь
не только используются предлагаемые средой
ресурсы личностного развития, но и сами учащиеся
организуют для себя новые развивающие
возможности (задают вопросы, решают
образовательные задачи в процессе неформального
общения, ищут дополнительную литературу и т.д.).
В карьерной среде ресурсы среды используются
более интенсивно, чем в догматической и тем более
в безмятежной, но менее интенсивно, чем в
творческой. Учащиеся достаточно активны и
мотивированны, чтобы брать из среды то, что им
предлагается, и даже несколько больше...
По книге Витольда ЯСВИНА
«Образовательная среда: от моделирования к
проектированию»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|