Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Вольты, джоули, ньютоны...
А в чем измеряется образовательная среда?

wpe51D.jpg (29953 bytes)

Формальный аппарат экспертизы включает в себя ряд количественных параметров. Вот некоторые из них.

ШИРОТА
Педагогическую значимость широты образовательной среды понимал еще Ян Амос Коменский, который рассматривал высший уровень образования как «академию и путешествие». Януш Корчак расширял образовательную среду за счет участия воспитанников в детском суде и детском парламенте, сотрудничества в общегосударственной детской газете и т.п. А вот в образовательной среде, спроектированной Жаном Жаком Руссо, показатель широты, безусловно, низок, так как воспитанник должен до 15 лет жить в деревне, в изоляции от «разлагающего» общества под присмотром единственного воспитателя.

ИНТЕНСИВНОСТЬ
...В качестве примера высокоинтенсивной образовательной среды можно привести хорошо организованные курсы, когда их участники в марафонском режиме, скажем, по десять часов в день, работают с различными преподавателями, использующими всевозможные формы и методы занятий.
Высокая интенсивность образовательной среды может быть также достигнута в летнем детском лагере за счет специфических условий взаимодействия педагогов со школьниками и уникальных условий среды обитания. В лагере дети проводят вместе с педагогами до 15–16 часов в день... По интенсивности педагогического общения месяц летнего лагеря равен школьному учебному году.
Яркие примеры низкоинтенсивной образовательной среды можно иногда наблюдать в дошкольных воспитательных учреждениях, когда воспитатель просто «пасет» детей, следя лишь за их безопасностью и соблюдением режима.

ОБОЩЕННОСТЬ
Высокая степень обобщенности образовательной среды учебного заведения обеспечивается наличием четкой концепции его деятельности. Причем эта концепция должна находиться не только в ящике директорского письменного стола, а постоянно обсуждаться как с педагогами, так и с учащимися на доступном для них уровне.
В так называемых авторских школах, где вся учебно-воспитательная работа ведется на базе определенной теоретической и методической системы, где сами разработчики этой системы постоянно контролируют и корректируют образовательный процесс, периодически проводят занятия с учителями и т.п., можно однозначно констатировать высокий уровень обобщенности образовательной среды.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
Образовательная среда может быть как эмоционально насыщенной, яркой, так и эмоционально бедной, сухой. Каждый из нас, вспоминая свои школьные годы, может назвать соответствующие примеры. Скажем, вот учитель геометрии Василий Васильевич, который, сдержанно поздоровавшись с классом, привычно склонялся над журналом и, выяснив, у кого на сегодня меньше всего оценок, вызывал этого учащегося к доске доказывать очередную теорему, задавал положенные вопросы, выставлял положенную оценку и, перейдя к доске, объяснял положенный материал, и так из урока в урок, из года в год. Совсем иначе проходили занятия у Наталии Борисовны, учительницы английского языка: остроумные замечания, приветливый тон, глубокое огорчение на лице, если кто-то не выучил дома новые слова...

СОГЛАСОВАННОСТЬ
Когерентность (согласованность) показывает, является ли данная образовательная среда чем-то обособленным в среде обитания личности, или она интегрирована в нее.
Повышению когерентности образовательной среды могут способствовать совместно вырабатываемые всеми образовательными учреждениями района, города или региона образовательные концепции или программы; тесное сотрудничество учебных заведений с учреждениями культуры, средствами массовой информации, неформальными молодежными организациями, органами самоуправления и т.д.

МОБИЛЬНОСТЬ
О высокой степени мобильности ОС можно говорить, когда учитель на своих уроках творчески использует новые методические разработки; проводит уроки в контексте определенных событий, происходящих в среде обитания; легко варьирует план урока в зависимости от конкретной обстановки, сложившейся в классе; знакомится с работами психологов и соответственно перестраивает характер своего педагогического общения с учениками и т.д.

УСТОЙЧИВОСТЬ
Низкая степень устойчивости образовательной среды констатируется, например, в школе, в которой происходят постоянные изменения педагогического состава – «текучка кадров» или каждый год меняются директора. Это же относится и к ситуации, когда подросток в поисках себя меняет один за одним разные кружки, секции и клубы – в этом случае на фоне падения показателя устойчивости растет показатель широты его ОС. К наиболее устойчивому типу можно отнести догматическую ОС, которая остается господствующей в образовательных учреждениях... В то же время творческая образовательная среда относится к наименее устойчивому типу.

По книге Витольда ЯСВИНА
«Образовательная среда: от моделирования к проектированию»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru