КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Вольты, джоули, ньютоны...
А в чем измеряется образовательная среда?
Формальный аппарат экспертизы включает
в себя ряд количественных параметров. Вот
некоторые из них.
ШИРОТА
Педагогическую значимость широты
образовательной среды понимал еще Ян Амос
Коменский, который рассматривал высший уровень
образования как «академию и путешествие». Януш
Корчак расширял образовательную среду за счет
участия воспитанников в детском суде и детском
парламенте, сотрудничества в
общегосударственной детской газете и т.п. А вот в
образовательной среде, спроектированной Жаном
Жаком Руссо, показатель широты, безусловно,
низок, так как воспитанник должен до 15 лет жить в
деревне, в изоляции от «разлагающего» общества
под присмотром единственного воспитателя.
ИНТЕНСИВНОСТЬ
...В качестве примера высокоинтенсивной
образовательной среды можно привести хорошо
организованные курсы, когда их участники в
марафонском режиме, скажем, по десять часов в
день, работают с различными преподавателями,
использующими всевозможные формы и методы
занятий.
Высокая интенсивность образовательной среды
может быть также достигнута в летнем детском
лагере за счет специфических условий
взаимодействия педагогов со школьниками и
уникальных условий среды обитания. В лагере дети
проводят вместе с педагогами до 15–16 часов в
день... По интенсивности педагогического общения
месяц летнего лагеря равен школьному учебному
году.
Яркие примеры низкоинтенсивной образовательной
среды можно иногда наблюдать в дошкольных
воспитательных учреждениях, когда воспитатель
просто «пасет» детей, следя лишь за их
безопасностью и соблюдением режима.
ОБОЩЕННОСТЬ
Высокая степень обобщенности
образовательной среды учебного заведения
обеспечивается наличием четкой концепции его
деятельности. Причем эта концепция должна
находиться не только в ящике директорского
письменного стола, а постоянно обсуждаться как с
педагогами, так и с учащимися на доступном для
них уровне.
В так называемых авторских школах, где вся
учебно-воспитательная работа ведется на базе
определенной теоретической и методической
системы, где сами разработчики этой системы
постоянно контролируют и корректируют
образовательный процесс, периодически проводят
занятия с учителями и т.п., можно однозначно
констатировать высокий уровень обобщенности
образовательной среды.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
Образовательная среда может быть как
эмоционально насыщенной, яркой, так и
эмоционально бедной, сухой. Каждый из нас,
вспоминая свои школьные годы, может назвать
соответствующие примеры. Скажем, вот учитель
геометрии Василий Васильевич, который, сдержанно
поздоровавшись с классом, привычно склонялся над
журналом и, выяснив, у кого на сегодня меньше
всего оценок, вызывал этого учащегося к доске
доказывать очередную теорему, задавал
положенные вопросы, выставлял положенную оценку
и, перейдя к доске, объяснял положенный материал,
и так из урока в урок, из года в год. Совсем иначе
проходили занятия у Наталии Борисовны,
учительницы английского языка: остроумные
замечания, приветливый тон, глубокое огорчение
на лице, если кто-то не выучил дома новые слова...
СОГЛАСОВАННОСТЬ
Когерентность (согласованность) показывает,
является ли данная образовательная среда чем-то
обособленным в среде обитания личности, или она
интегрирована в нее.
Повышению когерентности образовательной среды
могут способствовать совместно вырабатываемые
всеми образовательными учреждениями района,
города или региона образовательные концепции
или программы; тесное сотрудничество учебных
заведений с учреждениями культуры, средствами
массовой информации, неформальными молодежными
организациями, органами самоуправления и т.д.
МОБИЛЬНОСТЬ
О высокой степени мобильности ОС можно
говорить, когда учитель на своих уроках
творчески использует новые методические
разработки; проводит уроки в контексте
определенных событий, происходящих в среде
обитания; легко варьирует план урока в
зависимости от конкретной обстановки,
сложившейся в классе; знакомится с работами
психологов и соответственно перестраивает
характер своего педагогического общения с
учениками и т.д.
УСТОЙЧИВОСТЬ
Низкая степень устойчивости
образовательной среды констатируется, например,
в школе, в которой происходят постоянные
изменения педагогического состава – «текучка
кадров» или каждый год меняются директора. Это же
относится и к ситуации, когда подросток в поисках
себя меняет один за одним разные кружки, секции и
клубы – в этом случае на фоне падения показателя
устойчивости растет показатель широты его ОС. К
наиболее устойчивому типу можно отнести
догматическую ОС, которая остается
господствующей в образовательных учреждениях...
В то же время творческая образовательная среда
относится к наименее устойчивому типу.
По книге Витольда ЯСВИНА
«Образовательная среда: от моделирования к
проектированию»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|