ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Президент РАО Николай Никандров:
«Для меня стандарт – средство социальной защиты
ребенка»
– Академики и членкоры РАО принимали
участие в подготовке проекта нового стандарта
общего образования. Почему, на ваш взгляд, это
оказалось необходимым? Ведь группа Днепрова и
Шадрикова – тоже академиков РАО – совсем
недавно подготовила стандарты. И Владимир
Филиппов приказом от 5 марта ввел их в действие…
– Знаете, в 1993 году проект стандартов РАО получил
первое место на конкурсе, объявленном
Министерством образования. Казалось бы, чего мы
ждали? Стандарты можно было принимать. Но я был
согласен с Артуром Петровским и Эдуардом
Днепровым: стандарты не вполне готовы. В то же
время я был уверен, что позднее мы сможем
вернуться к ним, добавить что-то, пересмотреть,
изменить…
Стандарты должны изменяться каждые пять лет. С
тех пор мы могли уже дважды их принять и затем
изменить. Но мы уже двенадцать лет живем без них.
Почему? Опыт показал, что, если посадить за один
стол специалистов-предметников, они никогда не
договорятся друг с другом. Если мы будем точно
формулировать содержание образования в виде
конкретных произведений, постулатов, теорем, то
далеко не продвинемся. Именно поэтому, я думаю,
пора по-новому подойти к проблеме стандартов.
– Хочу напомнить, что в середине 90-х
образовательная общественность твердила то же
самое: бесполезно и даже вредно вносить в
стандарты конкретные литературные произведения,
теоремы, физические законы и так далее. Однако
это делалось…
– В эти годы в образовании (как и во всем
обществе) наблюдались некоторые разрушительные
тенденции. Поэтому определить некий минимум
литературных произведений, физических законов и
так далее означало защитить ребенка от произвола
некоторых руководителей образования. Тогда
кое-кто во всеуслышание говорил: зачем детям
математика? Пусть учат иностранный язык. Зачем
литература? Пусть учат информатику. Чтобы ничего
подобного не происходило, мы предлагали сделать
точное описание содержания образования вплоть
до конкретных теорем и исторических фактов.
Теперь мы поняли, что это не получилось. Сейчас в
обществе наблюдается чуть-чуть больше согласия.
Это дает нам возможность подойти к проблеме
стандарта по-новому. Для меня стандарт общего
образования был и остается прежде всего
средством социальной защиты ребенка.
– Что нового внесено в проект стандартов?
– Прежде всего сама технология подготовки и
утверждения стандартов. Именно эту проблему на
протяжении десятилетия мы решить не могли.
Теперь прописывается технология прохождения
стандарта от предложения разработчиков до
утверждения на государственном уровне. По нашей
парадигме, стандарт как общий документ будет
утверждаться на самом высоком уровне –
Федеральным Собранием. Все менее значительные
документы – Базисный учебный план, СанПиНы –
будут утверждаться Министерством образования и
науки и Федеральным агентством.
Второе безусловное нововведение проекта –
прописанный в нем компетентностный подход
(комбинация знаний, умений и навыков плюс
мотивация, плюс общие учебные умения).
Принесенный из-за рубежа термин
“компетентностный подход” вызывает у меня
сомнения. Прибавлю: в этом я согласен со многими
европейцами, которые с осторожностью относятся к
образовательным нововведениям, идущим из-за
океана. Но все-таки Россия должна согласовывать
свои усилия с мировым образовательным опытом.
Коль скоро слово это принято, почему бы нет…
– Поставим вопрос по-другому: а чего в этом
проекте стандарта нет? Или какая проблема, на ваш
взгляд, затронута недостаточно глубоко?
– Этот проект не предусматривает реализации
программы воспитания в том полном виде, в котором
она была задумана РАО и предложена еще
вице-премьеру Валентине Матвиенко. Но я считаю,
что в документе такого рода и нет смысла
достаточно широко раскрывать проблему
воспитания. В этом случае мы получим
предсказуемый результат, такой же, как и при
обсуждении содержания стандарта: общественного
согласия не будет. При глубоком социальном
расслоении, которое наблюдается в стране сейчас
и которого никогда не было ни в советской, ни даже
в досоветской России, трудно представить себе
единую программу воспитания подрастающего
поколения. Хотя такая программа, на мой взгляд,
должна существовать отдельно.
– Нужна ли, на ваш взгляд, широкая общественная
дискуссия по проекту этих стандартов?
– Идеальный вариант – провести общенародную
дискуссию или даже референдум по проблемам
содержания образования. Но все мы помним, как
проводился у нас в стране референдум по
сохранению СССР. Так что я боюсь, что шуму от
образовательного референдума будет много, а вот
реальных достижений…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|