ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Генеральный директор издательства
“Просвещение” Александр Кондаков:
«Мы впервые задумались над тем, какую школу хотим
финансировать»
– Группа разработчиков из РАН, РАО и
научно-образовательного центра издательства
“Просвещение” предлагает на суд читателей
проект структуры стандарта общего образования.
Когда и где будет обсуждаться этот документ?
– Пока мы предлагаем только некоторый контур
нового стандарта. В дальнейшем надеемся провести
с Министерством образования и науки обсуждение
нашего проекта. Тем более что вскоре в
соответствии с правительственным решением от 9
декабря должен быть объявлен тендер на
разработку новой структуры и содержания
стандартов общего образования.
– Что принципиально нового по сравнению с
предшествующими и хорошо известными нам
проектами было внесено в подготовленный РАН, РАО
и “Просвещением” проект?
– Главное заключается в следующем: требования,
предъявляемые к образованию, рассматриваются
как некий общественный договор между семьей,
обществом и государством.
На протяжении последних лет мы уделяли много
внимания вопросам экономики и финансирования
образования, но мало задумывались над тем, что
именно мы хотим финансировать, а это главное в
любом деле. Разные рабочие группы по подготовке
стандартов пытались определить содержание
образования исходя из внутренних потребностей
образовательного сообщества, из принципа
“образование для образования”. Именно поэтому
было потрачено столько времени на дискуссии
вроде: на что требуется больше часов – на
математику или на историю? А главный вопрос – что
должен получить конкретный ребенок при обучении
в школе в результате деятельности системы
образования? – практически нигде всерьез не
ставился. В подготовленном проекте в первую
очередь говорится о том, что требования к
результатам образования должны определяться
отнюдь не амбициями предметных лобби. У семьи,
общества и государства свои собственные
требования к школе. Семья требует, скажем,
личностной и профессиональной успешности
ребенка, общество ставит вопрос о социальной
справедливости, государство волнуют проблемы
гражданского единства и государственной
безопасности. Только с учетом интересов семьи,
общества и государства мы можем рассматривать
образование как системный институт консолидации
российского общества, ресурс его развития.
Предложенный подход к построению стандарта
также предусматривает регулирование вопросов,
связанных с ресурсным обеспечением системы
образования. Мы считаем, что составной частью
стандарта являются требования к условиям
осуществления образовательной деятельности. Под
этим мы подразумеваем, в частности, подготовку,
повышение квалификации и переподготовку
учителей, материально-техническое оснащение
школ, обеспечение учебниками, налаживание
инфраструктуры системы образования – все то, что
способствует осуществлению деятельности
образовательного учреждения.
– Попытки отрегулировать в стандарте условия
образовательной деятельности предпринимались
еще в законопроекте фракции “Яблоко”, но
успехом они, как мы знаем, не увенчались…
– Правильно, но ведь все привыкли обсуждать,
сколько часов на интеграл, нужно ли изучать
“Евгения Онегина” и т.п.
Но согласитесь, требования к условиям
осуществления образовательной деятельности –
один из важнейших элементов тройственного
договора между семьей, обществом и государством.
Насколько государство способно финансировать
требования к системе образования,
предусмотренные договором? Если способно,
значит, эти требования становятся составной
частью стандарта. Если нет, надо пересматривать
планируемые результаты образования. Но система
образования должна на 100 процентов гарантировать
результат подготовки, который обеспечивают
заданные ресурсные ограничения. Этот подход,
присущий любому бизнесу, вполне подходит и для
образования. В конце концов, зарплата учителей во
многом определяет их взгляды на жизнь, отношение
к Родине, к обществу, к ученикам и родителям.
– Разработчики предыдущих стандартов выносили
за скобки проблемы воспитания. Однако вы делаете
акцент на эту проблему…
– Существенный момент нашего проекта
заключается в том, что впервые за последние 15 лет
поставлен вопрос об образовании как институте
обучения и воспитания подрастающего поколения.
Если прошлое столетие было веком борьбы
идеологий, то третье тысячелетие открыло эпоху
культурных противоречий, противостояния
культур. И вся система образования, начиная с
дошкольной ступени, должна ориентироваться на
воспитание людей, способных нормально
существовать в этом сложном многокультурном
современном обществе.
Разумеется, это требует отказа от
технократического понимания стандарта и
наполнения последнего новым смыслом.
Мы не случайно назвали публикуемый материал
контурами новых стандартов. Это пока еще не
целостная концепция, а скорее ее замысел,
вызывающий много вопросов и у самих
составителей. Мы приглашаем общественность к
обсуждению этого замысла, к деятельному
соучастию в конструктивной постановке вопросов
и поиске ответов, в формировании концепции
современных стандартов общего образования.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|