ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Стандарт в первом приближении
Проект, подготовленный рабочей группой
РАН–РАО–”Просвещение”
1. Государственные стандарты общего
образования следует рассматривать как
обобщающий свод положений общегосударственного
характера, обеспечивающих конституционные права
граждан на получение общего образования.
Государственные стандарты общего образования
должны определять основные требования к
результатам общего образования и требования к
условиям получения общего образования.
Стандарты не должны устанавливать состава
учебных предметов, содержания образования,
организационных, медицинских и финансовых
ограничений образовательных программ, не должны
регулировать форм и способов получения
образования. Решение этих задач следует
регламентировать подзаконными актами, иными
нормативными и рекомендательными документами,
которые дополнят образовательные стандарты и
обеспечат их исполнение.
В силу общегосударственного характера
стандартов не предполагается разделение
стандартов на федеральный и
национально-региональный компоненты. Это не
означает отрицания
национально-ориентированного образования, но
лишь исключает его регуляцию посредством
государственных образовательных стандартов.
2. Государственные стандарты общего образования
должны строиться на основе учета согласованных
потребностей и запросов личности, общества и
государства.
По отношению к несовершеннолетним или
недееспособным обучаемым их интересы выражает
семья или уполномоченные лица.
Индивидуальные потребности личности (семьи) в
области общего образования могут быть
интегрированы и выражены в терминах обеспечения
личностной, социальной и профессиональной
успешности обучаемых.
Личностная успешность – полноценное и
разнообразное личностное становление и развитие
с учетом индивидуальных склонностей, интересов,
мотивов и способностей.
Социальная успешность – органичное вхождение в
социальное окружение и участие в жизни общества.
Профессиональная успешность – развитость
универсальных трудовых и практических умений,
готовность к выбору профессии.
Социальный заказ – общественные запросы в
области общего образования – интегрирует
потребности личности и семьи и обобщает их до
уровня социальных потребностей. К их числу
относятся:
Безопасный и здоровый образ жизни – следование
принципам безопасного и здорового образа жизни,
готовность к соответствующему поведению на
основе полученных знаний и умений.
Свобода и ответственность – осознание
нравственного смысла свободы в неразрывной
связи с ответственностью, развитость
правосознания, умения совершать и отстаивать
личностный выбор.
Социальная справедливость – освоение и принятие
идеалов равенства, социальной справедливости,
гармонии и разнообразия культур как
демократических и гражданских ценностей.
Благосостояние – готовность к активной трудовой
жизнедеятельности, обеспечивающей личное
благополучие в условиях рыночной экономики.
Государственный заказ – государственные
запросы в области общего образования –
представляет собой наиболее общую
характеристику индивидуальных и общественных
потребностей. Государственный заказ
обеспечивает:
Национальное единство и безопасность –
формирование системы ценностей и идеалов в
результате освоения нравственных ценностей,
единого государственного языка и образцов
национальной культуры, воспитание патриотизма,
стремления обустроить и защитить Родину.
Развитие человеческого капитала – подготовку
поколения нравственно и духовно зрелых,
самостоятельных, активных и компетентных
граждан, живущих и работающих в свободной
демократической стране в условиях
информационного общества и рыночной экономики.
Конкурентоспособность – фундаментальную
общекультурную подготовку как базу
профессионального образования, прикладную и
практическую ориентацию общего образования.
3. Требования к результатам общего образования
представляют собой интегральное описание
целевых установок общего образования,
реализуемых посредством соответствующих
образовательных программ. Требования к
результатам общего образования следует
структурировать по ключевым задачам общего
образования, отражающим индивидуальные,
общественные и государственные потребности.
Выделяются следующие ключевые задачи, которые
отражают направления формирования качеств
личности и в совокупности определяют результат
общего образования:
Личностное развитие (личностная компетенция) –
развитие индивидуальных нравственных,
эмоциональных, эстетических и физических
установок и качеств.
Социальное развитие (социальная компетенция) –
воспитание гражданских, демократических и
патриотических убеждений, освоение основных
социальных практик.
Общекультурное развитие (общекультурная
компетенция) – освоение основ отечественной и
мировой культуры.
Интеллектуальное развитие (интеллектуальная
компетенция) – развитие интеллектуальных
качеств личности, освоение основ наук.
Коммуникативное развитие (коммуникативная
компетенция) – формирование способности и
готовности свободно осуществлять коммуникацию и
общение на русском, родном и иностранных языках,
овладение современными средствами коммуникации.
Требования к результатам общего образования
должны быть дополнены следующими нормативными
документами:
Федеральный и региональные Базисные учебные
планы, фиксирующие рекомендуемый состав учебных
предметов и рас-
пределение учебного времени между ними.
Описание фундаментального ядра общего
образования, определяющее состав
фундаментальных понятий, методов, идей и фактов,
которые необходимо должны быть представлены при
реализации образовательной программы общего
образования.
Федеральные и региональные Базисные учебные
программы по предметам, обеспечивающие
возможности вариативной реализации содержания
образования.
Критерии оценки качества образовательной
подготовки, задающие потенциальный и
обязательный уровни достижений учащихся
образовательной подготовки и поддающиеся
операциональной реализации.
Представленный перечень является открытым и
может пополняться другими нормативными
документами по мере их появления.
4. Требования к условиям получения общего
образования представляют собой интегральное
описание совокупности условий, необходимых и
рекомендуемых для обеспечения реализации
соответствующих образовательных программ.
Требования к условиям получения общего
образования следует структурировать по сферам
ресурсного обеспечения общего образования:
Кадровое обеспечение.
Финансово-экономическое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение.
Информационное обеспечение.
Требования к условиям получения общего
образования должны быть дополнены следующими
нормативными документами:
Санитарно-гигиенические нормы и правила,
определяющие соответствующие медицинские
ограничения параметров образования.
Перечни рекомендуемой учебной литературы и
цифровых образовательных ресурсов, необходимых
для реализации образовательной программы общего
образования.
Примерные перечни учебного оборудования,
рекомендуемого и необходимого для обеспечения
реализации образовательной программы общего
образования.
Критерии оценки условий получения общего
образования, служащие основой аттестационных
процедур.
5. Весь пакет нормативных и рекомендательных
документов – собственно стандарты и примыкающие
к ним ведомственные
нормативы, обеспечивающие исполнение
стандартов, – необходимо разрабатывать
комплексно и представлять как единое целое. Это
следует обеспечить общим координационным
руководством разработкой и исполнением
стандарта со стороны Министерства образования и
науки РФ.
При этом предусматривается принцип
определенности ведомственной ответственности
за разработку и исполнение стандарта в
соответствии с прилагаемой таблицей.
Соответствующие региональные документы
разрабатываются органами управления
образованием субъектов Федерации и утверждаются
ими по согласованию с федеральными органами.
Настоящие материалы в тезисной форме
представляют новый подход к пониманию и
структурированию стандартов общего образования,
разрабатываемый в рамках Образовательного клуба
издательства «Просвещение». Публикуются в целях
организации широкого обсуждения.
Светлана КИРИЛЛОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|