Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N 46 
 

Владимир СЕВРЮГИН

Новые книги

В И.А.ЕВИН. ИСКУССТВО И СИНЕРГЕТИКА. – М.: Едиториал УРСС, 2004В И.А.ЕВИН. ИСКУССТВО И СИНЕРГЕТИКА. – М.: Едиториал УРСС, 2004

Синергетический подход, воссоздающий целостное представление о мире, позволяет осмыслить законы развития, являющиеся общими для природы, человека, общества. Фактически в каждой естественно-научной дисциплине и в каждом математическом аппарате, применяющемся для описания изменяющихся во времени процессов, сформировалось то или иное понятие неустойчивости. Однако понятие неустойчивости отсутствует в психологических учениях, в том числе и в психологии искусства, хотя неустойчивость – принципиальное свойство функционирования мозга и самого феномена искусства.
В книге И.А.Евина рассматривается взаимосвязь структуры художественных произведений с законами функционирования мозга с точки зрения современных методов теории самоорганизации. «Человек в своей деятельности, – пишет И.А.Евин, – всегда стремится прогнозировать изменения в окружающем его мире, предвидеть поведение других людей и последствия совершаемых ими поступков. Поэтому любое неопределенное, неожиданное следует отнести к классу необычного, поскольку понятие необычного можно считать обобщением понятий невозможного, невероятного и неожиданного».
Близко к понятию необычного и понятие нового. Очень часто появление нового связано с историческим развитием человеческой цивилизации. Но новыми могут быть для человека любые явления, которых он по каким-то причинам раньше не видел, о которых не слышал. Многие необычные явления могут быть новыми, а новые явления всегда необычны. Понятия неожиданного, невероятного, невозможного тесно связаны с понятием информации. Чем неожиданнее, невероятнее событие, тем больше информации содержит сообщение об этом событии.
И.А.Евин напоминает, что С.М.Эйзенштейн основу построения пафосной композиции в искусстве связывал с качественными переходами, в результате которых происходит резкое изменение состояния зрителя: экстаз, «выход из себя».
(Так учитель, желая добиться максимального внимания ученика, неорганизованную в своем обычном течении речь переводит в патетику – речь приобретает ритмичность, «проза» переходит к оборотам, свойственным поэзии, и благодаря этому весь облик и поведение ученика могут перейти в качественно иное состояние.)
В главе «Искусство и необычное» автор рассказывает о «принципе аттракциона» С.М.Эйзенштейна, в соответствии с которым самое сильное художественное воздействие на человека оказывают «аттракционы» – определенным образом организованные ситуации, которые подвергают его «…чувственному психологическому воздействию, опытно выверенному и математически рассчитанному на определенные эмоциональные потрясения».
Аттракцион художественного произведения с позиций синергетики означает область притяжения его сюжетного развития или область притяжения внимания. Поскольку для многих аттракционов вероятность их осуществления в жизни близка или равна нулю, можно говорить об аттракционах как о своеобразных «информационных бомбах» в структуре художественных произведений.
Эти аттракционы, по классификации А.И.Липкова, приведенной в книге И.А.Евина, могут быть таковы:
– аттракцион-неожиданность, когда реализовавшееся событие диаметрально противоположно прогнозируемому (часто этот прогноз строится на основе существующих стереотипов);
– аттракцион-рекорд, когда его осуществление происходит на границе технических, физиологических, психических и т.д. возможностей – рекордная величина подчиняет себе поведение, мысли и действия людей, и именно эта величина испытывает в момент побития рекорда скачкообразное изменение;
– аттракцион-чудо, когда происходит реализация запрещенных известными законами природы состояний – это и фольклорные чудеса, и необъяснимые физические или психологические явления;.
– аттракцион-казус, когда происходят редкие, исключительные события, возникшие спонтанно и непреднамеренно – это «гигантская флуктуация» вблизи критических, неустойчивых режимов (которые можно в некоторых случаях «организовывать»).
Жизненные (и педагогические) ситуации, аналогичные аттракционным, могут коренным образом изменить поведение человека, они оказывают огромное эмоциональное воздействие.
В главе «Синергетика и творчество» автор особое внимание уделяет методам развития творческого потенциала личности. Он пишет, что существуют убедительные экспериментальные доказательства влияния искусства на интеллектуально-познавательное и творческое развитие личности. Так, например, в некоторых школах Литвы за счет сокращения уроков по некоторым предметам, в том числе и по математике, было увеличено число часов на преподавание изобразительного искусства. Очень скоро ученики таких классов стали обгонять своих сверстников как по уровню успеваемости, в частности и по математике, так и по общему уровню интеллектуального развития.
В главе «Синергетика творчества» обсуждается способность человека к оригинальному, нешаблонному, раскованному мышлению, к преодолению сложившихся стереотипов и канонов. Может ли искусство способствовать формированию такого нешаблонного мышления, используя понятия синергетики, утверждать, что стереотипы мышления – это некие структуры, сформировавшиеся под действием информационных потоков, несущих устойчивые, типичные закономерности внешнего мира? «Информация, несущая необычные события, повышает вероятность ассоциативного перехода из одного состояния в другое. Иными словами, парадоксальная информация раскрепощает мыслительную деятельность». Известны приемы активизации творческих процессов при воспитании детей, основанные на парадоксальных высказываниях. Это песенки-небывальшины в русском фольклоре, английские и шотландские стихи, японские и китайские коаны – особые парадоксальные высказывания типа: «Мы знаем, как звучит хлопок двух ладоней, но как звучит хлопок одной ладони?» и т.д. Великий английский актер Лоуренс Оливье на вопрос: «Что делает актера великим?» – ответил: «Заставляйте зрителей удивляться, держите их в напряжении – каждую минуту будьте другим…».
Автор задается вопросом: не является ли синергетический подход лишь переформулировкой в новых терминах и понятиях хорошо известных фактов и закономерностей? И отвечает: «В критические моменты развития многих научных дисциплин не раз возникала ситуация, когда новая научная концепция объясняла, исходя из небольшого числа исходных принципов, огромное число ранее казавшихся независимыми фактов и эмпирических закономерностей. Достаточно вспомнить возникновение механики Ньютона и эволюционной теории Дарвина. Синергетика также способна выполнить такую роль. Но та же история науки учит нас, что при этом дело не ограничивается систематизацией известных фактов. Всегда имеет место приращение знания: объяснение ранее непонятных явлений, предсказание новых фактов и закономерностей».

По материалам Государственной научно-педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского РАО.
Москва, Толмачевский пер., 3.
E-mail: gnpbu@gnpbu.ru
Internet: www.gnpbu.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru