ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N 46
Новые книги
В И.А.ЕВИН.
ИСКУССТВО И СИНЕРГЕТИКА. – М.: Едиториал УРСС, 2004
Синергетический подход, воссоздающий целостное
представление о мире, позволяет осмыслить законы
развития, являющиеся общими для природы,
человека, общества. Фактически в каждой
естественно-научной дисциплине и в каждом
математическом аппарате, применяющемся для
описания изменяющихся во времени процессов,
сформировалось то или иное понятие
неустойчивости. Однако понятие неустойчивости
отсутствует в психологических учениях, в том
числе и в психологии искусства, хотя
неустойчивость – принципиальное свойство
функционирования мозга и самого феномена
искусства.
В книге И.А.Евина рассматривается взаимосвязь
структуры художественных произведений с
законами функционирования мозга с точки зрения
современных методов теории самоорганизации.
«Человек в своей деятельности, – пишет И.А.Евин,
– всегда стремится прогнозировать изменения в
окружающем его мире, предвидеть поведение других
людей и последствия совершаемых ими поступков.
Поэтому любое неопределенное, неожиданное
следует отнести к классу необычного, поскольку
понятие необычного можно считать обобщением
понятий невозможного, невероятного и
неожиданного».
Близко к понятию необычного и понятие нового.
Очень часто появление нового связано с
историческим развитием человеческой
цивилизации. Но новыми могут быть для человека
любые явления, которых он по каким-то причинам
раньше не видел, о которых не слышал. Многие
необычные явления могут быть новыми, а новые
явления всегда необычны. Понятия неожиданного,
невероятного, невозможного тесно связаны с
понятием информации. Чем неожиданнее,
невероятнее событие, тем больше информации
содержит сообщение об этом событии.
И.А.Евин напоминает, что С.М.Эйзенштейн основу
построения пафосной композиции в искусстве
связывал с качественными переходами, в
результате которых происходит резкое изменение
состояния зрителя: экстаз, «выход из себя».
(Так учитель, желая добиться максимального
внимания ученика, неорганизованную в своем
обычном течении речь переводит в патетику – речь
приобретает ритмичность, «проза» переходит к
оборотам, свойственным поэзии, и благодаря этому
весь облик и поведение ученика могут перейти в
качественно иное состояние.)
В главе «Искусство и необычное» автор
рассказывает о «принципе аттракциона»
С.М.Эйзенштейна, в соответствии с которым самое
сильное художественное воздействие на человека
оказывают «аттракционы» – определенным образом
организованные ситуации, которые подвергают его
«…чувственному психологическому воздействию,
опытно выверенному и математически
рассчитанному на определенные эмоциональные
потрясения».
Аттракцион художественного произведения с
позиций синергетики означает область притяжения
его сюжетного развития или область притяжения
внимания. Поскольку для многих аттракционов
вероятность их осуществления в жизни близка или
равна нулю, можно говорить об аттракционах как о
своеобразных «информационных бомбах» в
структуре художественных произведений.
Эти аттракционы, по классификации А.И.Липкова,
приведенной в книге И.А.Евина, могут быть таковы:
– аттракцион-неожиданность, когда
реализовавшееся событие диаметрально
противоположно прогнозируемому (часто этот
прогноз строится на основе существующих
стереотипов);
– аттракцион-рекорд, когда его осуществление
происходит на границе технических,
физиологических, психических и т.д. возможностей
– рекордная величина подчиняет себе поведение,
мысли и действия людей, и именно эта величина
испытывает в момент побития рекорда
скачкообразное изменение;
– аттракцион-чудо, когда происходит реализация
запрещенных известными законами природы
состояний – это и фольклорные чудеса, и
необъяснимые физические или психологические
явления;.
– аттракцион-казус, когда происходят редкие,
исключительные события, возникшие спонтанно и
непреднамеренно – это «гигантская флуктуация»
вблизи критических, неустойчивых режимов
(которые можно в некоторых случаях
«организовывать»).
Жизненные (и педагогические) ситуации,
аналогичные аттракционным, могут коренным
образом изменить поведение человека, они
оказывают огромное эмоциональное воздействие.
В главе «Синергетика и творчество» автор особое
внимание уделяет методам развития творческого
потенциала личности. Он пишет, что существуют
убедительные экспериментальные доказательства
влияния искусства на
интеллектуально-познавательное и творческое
развитие личности. Так, например, в некоторых
школах Литвы за счет сокращения уроков по
некоторым предметам, в том числе и по математике,
было увеличено число часов на преподавание
изобразительного искусства. Очень скоро ученики
таких классов стали обгонять своих сверстников
как по уровню успеваемости, в частности и по
математике, так и по общему уровню
интеллектуального развития.
В главе «Синергетика творчества» обсуждается
способность человека к оригинальному,
нешаблонному, раскованному мышлению, к
преодолению сложившихся стереотипов и канонов.
Может ли искусство способствовать формированию
такого нешаблонного мышления, используя понятия
синергетики, утверждать, что стереотипы мышления
– это некие структуры, сформировавшиеся под
действием информационных потоков, несущих
устойчивые, типичные закономерности внешнего
мира? «Информация, несущая необычные события,
повышает вероятность ассоциативного перехода из
одного состояния в другое. Иными словами,
парадоксальная информация раскрепощает
мыслительную деятельность». Известны приемы
активизации творческих процессов при воспитании
детей, основанные на парадоксальных
высказываниях. Это песенки-небывальшины в
русском фольклоре, английские и шотландские
стихи, японские и китайские коаны – особые
парадоксальные высказывания типа: «Мы знаем, как
звучит хлопок двух ладоней, но как звучит хлопок
одной ладони?» и т.д. Великий английский актер
Лоуренс Оливье на вопрос: «Что делает актера
великим?» – ответил: «Заставляйте зрителей
удивляться, держите их в напряжении – каждую
минуту будьте другим…».
Автор задается вопросом: не является ли
синергетический подход лишь переформулировкой в
новых терминах и понятиях хорошо известных
фактов и закономерностей? И отвечает: «В
критические моменты развития многих научных
дисциплин не раз возникала ситуация, когда новая
научная концепция объясняла, исходя из
небольшого числа исходных принципов, огромное
число ранее казавшихся независимыми фактов и
эмпирических закономерностей. Достаточно
вспомнить возникновение механики Ньютона и
эволюционной теории Дарвина. Синергетика также
способна выполнить такую роль. Но та же история
науки учит нас, что при этом дело не
ограничивается систематизацией известных
фактов. Всегда имеет место приращение знания:
объяснение ранее непонятных явлений,
предсказание новых фактов и закономерностей».
По материалам Государственной
научно-педагогической библиотеки им.
К.Д.Ушинского РАО.
Москва, Толмачевский пер., 3.
E-mail: gnpbu@gnpbu.ru
Internet: www.gnpbu.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|