ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N 46
В ШЕЛЕСТЕ СТАРЫХ СТРАНИЦ
Теорию отвергаем у порога
В «ПС» № 9 мы начали
публиковать фрагменты работ выдающегося
методиста начала века Константина Бархина и
комментарии к ним. Сегодня следующий разговор.
Словесник по образованию, педагог Константин
Бархин писал о трех педагогических жанрах: эпос
(ученик отстранен от образовательных событий),
лирика (ученик сливается с событием) и драма (нет
ни ученика, ни учителя – только образовательное
событие). К какому из них принадлежит ученическое
исследование? Вопрос актуальный.
Разговор об ученическом исследовании
Константин Бархин: «До своей системы
понимания учащимся страшно далеко, а усвоение
чужой убьет напряженность всяких поисков и
ответа. Теории, покушаясь на исследовательскую
работу самих учащихся, всегда преподносят
готовые «потому». Какими бы именами теория ни
пользовалась, мы отвергаем ее у дверей школы…
Классификации должны быть подчинены
педагогической целесообразности. Речь не идет о
научной фальсификации, замене научной теории
мифом. Но многие теории спорны от первого слова
до последнего, они суживают классный
познавательный сюжет... Любопытны и занимательны
теории становятся в действии. Упражнения,
рассказывание вызывают потребность
прорабатывать необходимые понятия. Те, которые
можно применить в личной работе и которыми
приходится часто пользоваться».
Не станем толковать о деятельностном подходе,
это в сущности общее место, главный миф
современной теории образования. Но наши ученики,
занятые исследовательской работой и
презентацией своих проектов, вызывают острое
чувство жалости. Они стоят у одинаково
смакетированных стендов, с разыгранным
воодушевлением повторяют заученное: «Гипотеза
исследования… актуальность проблемы… план…
выводы».
Личной работой, авторским проектом, проявлением
индивидуальности тут и не пахнет. Совсем недавно
были утверждены стандарты на ученическую
исследовательскую работу: размер, содержание,
оформление, цветовое наполнение – есть Единые
требования к проектной работе.
Личный познавательный сюжет, который должен
мерцать перед учеником и манить издали, казаться
то несбыточной мечтой, а то ясной и доступной
целью, теперь не актуален. В школы зовут ученых на
полставки или на четверть и поручают им вести
конкурсные проекты. Тема, идея, гипотеза, план…
выводы тоже делает взрослый человек. Иначе как?
Конкурс оценивают взрослые, критерии выработаны
в расчете на взрослых.
Интересы отыгрываются опять же взрослые.
Дети – фишки на игровом поле. Природа этой
педагогической фальсификации очевидна: страх
перед ребенком, находящимся один на один с
проблемой. Как такое можно допустить? Где он что
найдет без взрослого? Что там понапишет?
Крайнее недоверие к ребенку, к его потребностям и
возможностям – позиция педагогически не
перспективная. Об этом же говорил Константин
Бархин: когда мы ведем с ребенком разговоры,
стимулирующие личный поиск, подбираем для него
упражнения, вызывающие потребность в проработке
и осмыслении научных сведений, мы исполняем свой
педагогический долг. Любые фальсификации
следует отвергать у дверей школы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|