ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N 46
ПСИХОТЕХНИКА УЧИТЕЛЯ
Дмитрий СОРОКОВ,
профессор кафедры индивидуальной и групповой
психотерапии
Московского городского
психолого-педагогического университета
Не стреляйте в пианиста, телевизор
и плохую погоду
Завышенные требования к себе и другим
ведут к стрессу
На прошлом занятии курса «Психотехника
учителя» (“ПС” №18) вы имели
возможность определить уровень
иррациональности своего мышления при помощи
методики Эллиса.
Существуют и другие способы выявления у себя
иррациональных установок (как, кстати,
существуют и другие установки), например, с
помощью так называемых слов-маркеров. Эти слова
(как произносимые вслух, так и существующие в
виде неизбежных спутников наших мыслей, идей и
образов) являются отличительными признаками той
установки, которой и были порождены. Причем чем
больше их выявляется в высказываниях и мыслях,
тем выше интенсивность проявления и жесткость
соответствующей иррациональной установки.
Приведем описание установок, особенно часто
отравляющих жизнь учителям, и, разумеется, их
слов-маркеров.
Установка долженствования
Это первопричина большинства душевных и
многих телесных страданий педагога, можно
сказать, профессиональная, систематическая
когнитивная ошибка.
Центральной идеей установки служит идея долга и
чрезмерно высоких требований. Надо заметить, что
само слово «должен» является в большинстве
случаев языковой ловушкой: дескать, только так и
никак иначе. Но обозначение ситуации, когда
отсутствует всякая альтернатива, на самом деле
справедливо только в редчайших, исключительных
случаях. Например, человек действительно должен
есть и дышать, чтобы жить. Но высказывание
наподобие: «Ты должен учиться только на
“четыре” и “пять”!» – неадекватно, поскольку
слово «должен» здесь может скрывать самые разные
значения – от «Я очень хочу увидеть в твоих
высоких оценках подтверждение моей
профессиональной и личностной состоятельности!»
до «Ты, если б захотел, мог бы учиться лучше».
Слова-маркеры: должен, обязан, обязательно,
непременно, во что бы то ни стало, кровь из носу и
т.п.
Установка может проявлять себя в трех сферах: 1) в
отношении себя; 2) в отношении других и 3) в
отношении к окружающему миру.
1) Установка долженствования в отношении
себя – это то, что я должен другим. Наличие
убеждения в том, что вы что-то кому-то должны,
провоцирует возникновение стресса всякий раз,
когда что-то напоминает об этом долге или что-то
мешает его исполнению. Человек оказывается в
сооруженной им же самим ловушке: нет возможности
«вернуть долг», но и «не вернуть» тоже невозможно
– тупик, чреватый глобальными неприятностями.
2) Установка долженствования в отношении
других – это то, что мне должны другие: как
вести себя со мной, что говорить в моем
присутствии, что делать или не делать. И эта
установка – всегда мощнейший источник стресса,
поскольку за всю историю человечества никогда и
ни у одного человека, даже у царствующих особ, не
было такого окружения, которое всегда бы
оправдывало его ожидания. Всегда (не так ли?)
рядом отыщется негодник, который поступит не так,
как должен был поступить. Естественно, что при
наличии такой установки всякий раз, когда кто-то,
в ком мы заинтересованы (родственник, ученик,
коллега и т.д.), поступает «не так, как должен»,
уровень нашего психоэмоционального возбуждения
резко повышается («Как он мог?! Ведь он должен
был!..») – и добро пожаловать, стресс, ворота
открыты.
3) Установка долженствования относительно
окружающего мира – это то, что должны нам
правительство, транспорт, погода, природа...
Давайте представим себе, сколько крови нам,
преподавателям, портит этот трехглавый Горыныч
– установка долженствования. У многих душа ноет
оттого, что из-за занятости недодаем тепла и
внимания собственным детям и супругу (и если душа
именно ноет, то не обошлось без вредного
воздействия установки долженствования
относительно себя). У других, как и у Ильи
Семеновича из фильма «Доживем до понедельника»,
руки опускаются оттого, что «сеешь разумное,
доброе, вечное, а вырастает белена с
чертополохом» (и если руки именно опускаются, то
не обошлось без установки долженствования
относительно других). Наконец, большинство из нас
буквально выходит из себя из-за переполненного
транспорта и автомобильных пробок (не обошлось
без установки долженствования в отношении
окружающего мира).
Таким образом, в каждом случае к потере душевного
равновесия приводит не столько само событие,
сколько вызванное соответствующей установкой
изначально негативное отношение к нему: «Так
быть не должно! Неправильно, неправильно,
неправильно!»
Вроде бы на первый взгляд это звучит вполне
разумно, особенно из уст учителя. Но на самом деле
такая позиция подразумевает, что существует
некий нерушимый вселенский кодекс правил,
действующий всегда и везде без исключений и
догматично постулирующий, что, например,
переполненный транспорт, автомобильные пробки,
троечники и задерживающиеся на работе учителя –
вне закона и потому подлежат нашему осуждению.
Но кто и когда создавал эти правила? Кто вводил их
в действие? Наконец, с чего мы взяли, что являемся
эксклюзивными пользователями этого кодекса? Вот
и получается, что, неосознанно ожидая исполнения
этого всеобщего закона мироустройства, мы
уподобляемся Сизифу, обреченному на тяжелый,
бесконечный и безрезультатный психологический
труд.
Установка катастрофы
Это резкое преувеличение негативной
оценки события или ситуации, отражающее
определенное иррациональное (то есть опять-таки
высосанное из пальца, ничем не подтвержденное)
убеждение. Убеждение состоит в том, что жизнь –
это череда катаклизмов, катастроф и наводнена
такими ужасными событиями, что мысль дать им хоть
какую-нибудь позитивную или нейтральную оценку
(как у Карлсона: «Пустяки, дело житейское!»)
просто не может прийти в голову и вообще лежит за
гранью человеческих возможностей. Кстати говоря,
современные новостные и информационные выпуски
по радио и телевидению профессионально,
психологически безупречно и как будто бы
специально выстраиваются так, чтобы формировать,
поддерживать и усиливать в нас такую установку.
Слова-маркеры: ужас! кошмар!
катастрофа! трагедия! это конец (конец света)!
Когда мы находимся во власти установки
катастрофы, то каждое неприятное для нас событие
оцениваем как нечто неотвратимое, чудовищное,
сживающее со света: «Кошмар! Ну все, это конец! Что
я буду делать?!» И все это по поводу, например,
обломившегося зуба. Слов нет, неприятно, но жизни
же не угрожает! И вместо ухода в трагические
переживания это событие могло бы быть осмыслено
и с нейтральной, и даже с позитивной точки зрения
– как отправная точка для изменения отношения к
своему здоровью, например.
Пессимистическая установка
Это тенденция верить в то, что в жизни
оправдываются только ожидания негативного
развития событий. При этом не важно,
высказывались ли эти ожидания вслух или же
существовали только в виде неявных образов. А
если будущее расценивается как
бесперспективное, то и подготовка к нему должна
включать минимум времени и усилий. Да и стоит ли
вообще предпринимать какие-либо активные
действия по изменению этой ситуации? Вряд ли.
Слова-маркеры: а что, если… а вдруг… а
ведь может быть и…
В итоге вероятность реальных неудач в будущем
действительно возрастает до максимума. Таким
образом, пессимистический внутренний настрой на
ситуацию, вероятность успеха в которой никогда
не бывает ниже, чем 50 на 50, приводит к
преждевременному снижению настроения и личной
пассивности.
Вот так, становясь лжепророками, мы
предсказываем неудачи, затем все делаем для их
воплощения в жизнь, а в итоге их же и получаем.
Ситуация вполне иррациональная, ведь
представление будущего не есть само будущее. Это
всего лишь гипотеза, которую, как и любую другую,
следует неустанно проверять на истинность. И в
большинстве случаев проверку эту можно
совершить только эмпирическим путем.
Установки максимализма
(перфекционизма)
Установка максимализма характеризуется
выбором для себя и для других лиц высших из
гипотетически возможных стандартов, в том числе
недостижимых, и последующим использованием их в
качестве эталонов для оценок людей, их поступков,
а также явлений и событий. Все прямо по формуле:
«Полюбить – так королеву, украсть – так
миллион!» Когнитивная ошибка сводится к
твердокаменной жизненной позиции «все или
ничего».
Установка перфекционизма – это крайняя форма
установки на идеальность и абсолютную
совершенность.
Слова-маркеры: по максимуму! только на
пять баллов! на всю катушку! на все 100! только на
отлично!
Установка дихотомического мышления
В переводе на русский – установка на
рассечение пополам. Дихотомическое мышление
проявляется в тенденции помещать жизненный опыт
в одну из двух взаимоисключающих альтернатив,
антонимичных характеристик. Проще говоря, делить
мир на черное и белое, мыслить крайностями, без
полутонов.
Таким образом, все понятия, в действительности
расположенные в некотором континууме,
оцениваются как антагонисты, как
взаимоисключающие варианты. Высказывания типа:
«Пан или пропал», «В этом мире ты либо победитель,
либо проигравший» – из такого числа.
Слова-маркеры: или – или (или «да», или
«нет»); либо – либо и т.п.
Телепатическая установка
Эта установка порождает тенденцию
приписывать другим людям невысказанные ими
вслух суждения, мысли, намерения и конкретные
мысли. Так, угрюмый вид начальника может быть
расценен тревожным человеком с низкой
стрессоустойчивостью и развитой телепатической
установкой как мысль или даже созревшее решение
об отказе в важной просьбе. За такой трактовкой
обычно следует бессонная ночь с тягостными
раздумьями и принятием иррационального решения
типа: «Уволюсь, чтобы не дать ему возможности
меня унизить!» И наутро начальник, которого
накануне, например, мучили желудочные боли или
раздумья о семейном скандале (с чем и был на самом
деле связан его суровый взгляд), силится понять, с
чего бы вдруг не самый худший сотрудник решил
уволиться.
Слова-маркеры: он (она, они) думает,
что…
Оценочная установка
Она проявляется в ситуациях оценивания,
которые в избытке встречаются в практике
преподавателя, и характеризуется стремлением
оценивать личность в целом, а не ее отдельные
черты, качества, особенности поведения и т.д.
Иррациональность здесь состоит в том, что
отдельный аспект человека отождествляется со
всей его личностью.
Слова-маркеры: плохой, хороший,
глупый, никчемный и т.п.
Установка антропоморфизма
Эта установка склоняет нас к тому, чтобы
приписывать человеческие качества
разнообразным объектам живой и неживой природы.
Иррациональность ее состоит в том, что ее
носитель способен по-настоящему, по-человечески
переживать из-за «плохого поведения»
троллейбуса или газовой плиты; искренне
обижаться на колготки или утренний треск
будильника.
Звучит банально, но нервные клетки все равно не
восстанавливаются.
Слова-маркеры, адресованные не
человеку: хочет, думает, считает,
несправедливо, нечестно и т.п.
Установка сверхобобщения
Сверхобобщение, или генерализация, –
это выведение общего правила или общего вывода
на основании одного или нескольких
изолированных эпизодов. Мышление в рамках этой
установки приводит к высказыванию категоричных
суждений и неоправданных обобщений о всей
совокупности качеств, критериев, эпизодов всего
лишь на основании единичного признака: «Если не
получилось сразу, то не получится никогда!» Таким
образом формируется систематическая ошибка
мышления по принципу: если нечто справедливо в
одном случае, то оно справедливо во всех других
случаях.
Слова-маркеры: все, никто, ничто,
никогда, всюду, нигде, всегда, вечно, повсеместно
и т.п.
Для трансформации этой установки из
дезадаптивной в адаптивную следует в своих
суждениях и мыслях осознанно заменять эту
категоричность, унифицирующую объекты, ситуации
и явления, на вероятностные категории типа: «Если
кто-то кое-где у нас порой…»
Теперь, когда каждый участник наших заочных
курсов определил ту иррациональную установку,
которая отравляет ему жизнь, пора более подробно
рассмотреть психотехники, помогающие совладать
с их вредоносным ко-стрессовым действием. Этому
мы посвятим следующее занятие.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|