ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N 46
Педагогику сдать и... забыть?
Предмет, в котором главное не теория, а
практика
Весна – время подведения итогов не
только в школе, но и в вузах. Именно сейчас
защищают дипломы и готовятся к госэкзаменам те,
кто придет работать в школы уже в новом учебном
году. Как готовят их к вхождению в профессию?
В том, что наше высшее педагогическое
образование довольно архаично и невнятно, мог
убедиться на собственном опыте каждый учитель. И
чтобы ситуация изменилась, нужно обсуждать –
прежде всего с теми, кто уже работает в школе, –
новые подходы к образованию педагогов. Сегодня
свои соображения о необходимости перемен в
подготовке учителей высказывает Ольга АРИНИНА,
преподаватель Владимирского педагогического
университета.
– Кто сегодня всерьез озабочен
подготовкой будущих учителей? Не в области
программ и достаточного количества часов,
зачетов, педпрактики и экзаменов, а в такой сфере,
как уважение к личности каждого, осмысленное
отношение к своим ценностям, умение развивать
свои способности?.. А ведь все это мы хотели бы
видеть в школьниках. Сотрудничество, эмпатия,
гармоничное развитие личности – все это
декларируется как ценности, необходимые школе,
но откуда им взяться, если студентов в
педагогических вузах учат так же, как и много лет
назад.
– Наверное, хорошо, что гуманитарные
ценности появились хотя бы на уровне деклараций?
Есть надежда, что и воплощение их не за горами.
– Боюсь, что без специальной и длительной
работы вряд ли. Система ведь создавалась
десятилетиями. Логическое мышление – вот и все,
что тренируется на протяжении одиннадцати лет
школьной жизни. За скобками остаются важнейшие
стороны личности – эмоциональная сфера, волевые
качества. Даже тело – руки-ноги, органы чувств,
желание двигаться – не принимается в расчет,
больше того, мешает ребенку в роли ученика.
Закончив школу, он идет в институт, где его снова
натаскивают на освоение предмета. Вот молодой
учитель, освоивший за шестнадцать лет именно
такой стиль обучения, когда личность видится
лишь через призму отметок, и считает его
единственно возможным. Мне довелось однажды
услышать в учительской: «Он хороший мальчик,
особенно по математике». Кстати, модная нынче
профилизация, я думаю, еще больше сузит взгляд
школы на ученика.
– Какие перемены в педагогических вузах
повлияли бы на эту ситуацию?
– Безусловно, в программе педагогического
вуза должно быть представлено максимальное
разнообразие педагогических дисциплин, начиная
с предмета «Педагогическое мастерство». Однако
ими не исчерпывается подготовка учителя.
Однажды, будучи уже совсем взрослой, я попала на
курсы, где педагогов помимо всего прочего
обучали двигаться под музыку, рисовать, петь,
мастерить игрушки. И именно тогда я получила
самый сильный в жизни толчок к развитию. Мне
кажется, что не менее важно в подготовку будущих
учителей внести помимо специальных предметов
еще и освоение ремесел: учить ваянию, росписи,
ткачеству. Это ведь и умение видеть красоту, и
преодоление сопротивления дерева, шерсти, глины
и неловкости собственных пальцев. Но суть не в
освоении еще одной профессии – художника или
резчика, смысл заключен в самом процессе, который
гармонизирует человека.
– То есть, обсуждая подготовку будущих
учителей, нужно говорить не только об изменении
программы на уровне убрать-добавить тот или иной
учебный предмет, где студент освоит приемы и
сдаст зачет?
– Да, к подготовке учителя должно быть
принципиально другое отношение. В идеале, войдя в
педагогический вуз, мы должны чувствовать особый
настрой, атмосферу. Для учителя очень важно иметь
осознанную систему ценностей. Ему ведь
приходится ежеминутно реагировать на то, что
происходит с детьми. Никакие учебники не дадут
рецептов на все случаи жизни, и решать в каждой
ситуации придется в соответствии со своими
убеждениями, нравственными установками. Где, как
не в вузе, мы можем привить потребность
размышлять о том, что я должен сделать в той или
иной ситуации, к чему приведет поступок или
сказанное мной слово. Предмета такого в учебном
плане быть не может. Зато если каждый
преподаватель считает это значимым, он будет при
любой возможности обсуждать со студентами
педагогический аспект того, что происходит
вокруг.
Да и уже существующие учебные дисциплины стоило
бы преподавать иначе. Студент слышит на лекции
или читает в учебнике: личностно-ориентированное
обучение – это… Деятельностный подход – это…
Он выучил определения, сдал экзамен. Потом пришел
в класс, и что он будет делать? Совсем другое дело,
если будущий учитель сам поучится в логике этой
системы, почувствует на себе и
личностно-ориентированный, и деятельностный
подход, и все остальные преподаваемые ему
методики. В профессиональном педагогическом
образовании складывается парадоксальная
ситуация: мы сначала читаем студентам скучные
лекции монотонным голосом, а потом сокрушаемся,
что учителя не умеют вести уроки вдохновенно и
интересно.
– Вырастить хорошего учителя можно из
любого абитуриента или в педагогические вузы
необходим специальный отбор?
– По крайней мере нужно уделять гораздо
больше времени профориентации и
профессиональному отбору. Но это происходит или
стихийно, или по инициативе некоторых
преподавателей. Сейчас у нас проходят
вступительные экзамены, и, что меня совершенно
сразило, все в письменной форме. То есть
преподаватели не имеют возможности не только
побеседовать с абитуриентами, но даже в глаза
посмотреть будущему учителю. Кстати, при
аттестации вуза комиссия что только ни
проверяет, по каким только критериям нас ни
оценивают, единственное, что не принимается во
внимание, – это сколько выпускников вуза стали
настоящими учителями.
– Может быть, побольше должно быть
педагогической практики, чтобы студент вовремя
перевелся на другой факультет или перешел в
другой вуз?
– Конечно, практики должно быть гораздо
больше, чем предусмотрено сейчас. И не только для
профориентации. Если студент попадает в школу
только на четвертом курсе, он отвыкает от школы и
страшно боится первых дней практики. Мне
приходилось слышать на студенческой конференции
от студентов, которые лишь три года назад сами
закончили школу: «Это другое поколение, мы их не
понимаем». Практика должна начинаться прямо с
первого курса и проходить в самых разных формах:
кружки, продленка, организация праздников. Чтобы
после вуза молодой учитель шел в школу как в
родной дом, а не с трясущимися от страха
коленками, не боялся детей и не делал от этого
лишних ошибок. Я предлагаю второкурсникам во
время практики написать сочинение «Хорошо ли
ребенку в школе?». Для этого они специально
проводят в школе два полных учебных дня наравне
со школьниками: сидят на всех уроках, выходят на
перемены, спускаются в буфет, в раздевалку,
делают домашние задания.
– Думаю, подобное задание не помешало бы и
многим учителям со стажем, кстати, родителям
тоже, чтобы на себе почувствовать, каково ребенку
в школе. Но учитель должен проявлять не только
сочувствие, но и понимание.
– Именно поэтому среди прочих заданий я
предлагаю студентам на практике понаблюдать за
детьми. Причем обращать внимание на все: ямочки
на щеках, волосы, голос, походка, что ребенок
любит. По-моему, именно так, и подчас вопреки
тестам и анкетам, можно понять ребенка,
почувствовать его. Кстати, интерес к ребенку,
стремление строить с ним взаимоотношения должны
быть главными критериями оценки практики. А то
четверки, пятерки… Да урок на пятерку дать
вообще невозможно. Прежде всего нужно оценивать
именно эти качества: ярко выраженный интерес к
детям, умение налаживать с ними эмоциональный
контакт, самостоятельность и инициативность в
работе.
– Это скорее личностные качества, а какие
профессиональные качества необходимы учителю из
тех, что можно получить в вузе?
– Я бы назвала способность к эмпатии,
диалогу, сотрудничеству, открытую личностную
позицию, педагогический оптимизм, владение
педагогической техникой. Способных студентов
много, и от вузов во многом зависит, станут ли они
хорошими учителями, останутся ли в школе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|