ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N 46
Колонка редактора
«Правда, что бесплатных мест
в институтах скоро не будет?»
«Слышали, парень из позапрошлого выпуска
отучился два курса и ушел? Из архитектурного!
Матери-то еще сколько лет долги за репетиторов
выплачивать…»
«А единый экзамен – это когда сто вопросов по
всем предметам сразу? Нет? Слава богу. А почему
тогда единый?»
«Мои ребята ходили-ходили на платные курсы, их
там к изложению готовили, а потом вуз взял и
объявил прием по ЕГЭ».
«Интересно, если поступать по ЕГЭ, аттестат
вообще теряет всякий смысл? Могу я в школе вообще
не учиться, а всю жизнь только готовиться к ЕГЭ и
поступить без формального среднего
образования?»
Слыша такие вопросы и реплики от родителей и
коллег, понимаешь, что весна в разгаре. И
очередное поколение выпускников, подпираемое
родителями, скоро устремится в вузы с
настойчивостью молодой травы, пробивающей
асфальт.
В этом великом процессе, как и в самом институте
высшего образования, есть что-то иррациональное.
Хорошая школа, как известно, та, что готовит в
институт. А хороший институт? Ребят, получивших
дипломы, выбрасывает в социум, напоминающий
квартиру во время капитального ремонта с
перепланировкой. На привычных местах ничего не
найдешь, старье то ли оставят, то ли выбросят, а
обновки непонятно еще как впишутся в привычные
ниши и углы. Не говоря уже о том, что нас забыли
познакомить с проектом.
«Правда, что количество специальностей
сокращают чуть ли не в десять раз?»
Точно не знаю, но вполне может быть. Запросто.
Такое впечатление, что никто не знает, что делать
с обладателями заветного диплома.
Завуч нашей школы как-то спросила своего бывшего
ученика, в прошлом хронического двоечника, ныне
бизнесмена, отчего продавцы в его магазинах так
невероятно интеллигентно выглядят.
– Так у всех высшее образование, у некоторых даже
два. У меня и шофер образованный.
– А зачем? – потрясенно спросила не знающая
жизни учительница.
– Ну, если они смогли институт закончить, значит
дисциплинированные, любое задание, даже самое
дурацкое, выполнят к указанному сроку.
Тем не менее и учителя, и особенно родители
стараются сделать все, чтобы поступили все, у
кого есть хоть малейшая возможность. Прежде
всего, чтобы не… Не попасть в армию, не идти на
грязную тяжелую работу. Мы стараемся максимально
уберечь от предстоящих лишений, испытаний. Дать
лишний шанс. Но он становится все более
призрачным. А если количество денег на
дальнейшее образование будет определяться
только сданным ЕГЭ, все вообще превратится в
рулетку: вчерашняя ссора с приятелем или
несвежий сырок, съеденный за завтраком,
перечеркнут многие возможности.
Для большей части ребят они даже не в
приобретении профессии, а в условиях
самостоятельного взросления, когда лишние пять
лет можно активно читать, общаться с людьми того
же круга, худо-бедно писать какие-то работы. А что
уж там преподают, дело десятое. Много лет с
умилением вспоминаю препа по чему-то вроде МХК.
Однажды я даже проснулась на последней парте,
услышав про «братьев Клода и Эдуарда Моне (или
Мане?)». Кстати, мой диплом свидетельствует, что и
эти лекции я прослушала тоже.
Ну как тут, скажите, не обратиться к истории?
Говорят, в средние века самый главный феодал
раздавал своим вассалам всякую движимость и
недвижимость: земли с крестьянами, замки, может,
еще что по мелочи… И право собственности на все
эти радости жизни закреплял вручением
специальной бумаги новому хозяину. Так вот, когда
его приезжали грабить менее удачливые феодалы,
он степенно доставал и показывал эту бумагу: все,
мол, законно. И если они не были совсем уж
отпетыми разбойниками, уважительно кивали и
уезжали несолоно хлебавши. Мне в этой истории
нравится что: на бумаге написано ничего не было.
Поскольку века были сильно средние и все, начиная
с короля и кончая странствующими грабителями,
были неграмотными.
Чем-то мне это сильно напоминает современные
взаимоотношения вузов, обладателей дипломов и
работодателей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|