РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СТО ЛЕТ НАЗАД
«...Ибо игра есть радостный спутник
молодости»
Недостаток движений, физических
нагрузок у школьников – эта проблема возникла не
в наши дни, а стояла в полный рост уже сто лет
назад. Но можем ли мы сказать, что так же, как и
педагоги начала прошлого века, беспокоимся о том,
чтобы физические нагрузки были детям в радость?
“У нас уже более ста лет назад наши
знаменитые педагоги Новиков, Бецкий, императрица
Екатерина II заговорили о необходимости
физических упражнений для детей и юношей. Но лишь
недавно в школе ввели физические упражнения, и то
лишь в виде “педагогической гимнастики”. Однако
и лучшая система гимнастики имеет недостаток,
как и всякая искусственная система: дети,
уставшие от занятий, неохотно ею занимаются. И я
могу своим личным опытом подтвердить: часто
приходится наблюдать уклонение детей от такой
гимнастики, переходящее временами даже в
отвращение. Скажу более, гимнастика
негигиенична, непедагогична и неэстетична.
Негигиенична уже потому, что нельзя дать
одновременно всему классу движение, вполне
соответствующее индивидуальным способностям
каждого, чего не может быть в игре, где дети
действуют сами, согласно своей индивидуальности.
Непедагогична уже потому, что скучна, то есть
угнетает ребенка, а не воодушевляет, подавляет
всякую самостоятельность. И наконец, какая может
быть эстетика в бесцельных движениях рук, ног,
головы, туловища! Эти же движения рук, ног, головы,
туловища, входя в систему игры, проделываются
детьми с полным одушевлением и естественной
грацией. Подвижные игры увлекают и естественно
веселят учеников, нисколько не утомляя
однообразием напряженного внимания, как это
делает всякое упражнение по команде. «Наши дети
не умеют играть!» – говорит профессор Эрисман. А
я прибавлю: «Так учите их, ибо игра есть радостный
спутник молодости». Нездоровые, подчас
безнравственные удовольствия нашей современной
молодежи должны уступить место прекрасным,
оживляющим подвижным играм, когда молодежь
ознакомится и увлечется ими.
Игра, по моим личным наблюдениям, развлекает не
только детей и подростков, но и взрослых,
уничтожая их угнетенное состояние духа. Весьма
желательно, чтобы вместе с детьми играли и
взрослые, особенно их наставники, руководители и
учителя. Это, сблизив воспитанников с
воспитателями, повысило бы желательное влияние
последних, ибо явилось бы больше естественных
поводов к тому, да и ребенок лучше изучается в
игре”.
(Софья ПАВЛОВА. «Значение подвижных игр
как наилучшего вида физических упражнений, и
воспитательное значение их».
Журнал «Воспитание и обучение. Ежемесячный
педагогический листок», 1900, март, № 3)
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|