Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СТО ЛЕТ НАЗАД

«...Ибо игра есть радостный спутник молодости»

Недостаток движений, физических нагрузок у школьников – эта проблема возникла не в наши дни, а стояла в полный рост уже сто лет назад. Но можем ли мы сказать, что так же, как и педагоги начала прошлого века, беспокоимся о том, чтобы физические нагрузки были детям в радость?

“У нас уже более ста лет назад наши знаменитые педагоги Новиков, Бецкий, императрица Екатерина II заговорили о необходимости физических упражнений для детей и юношей. Но лишь недавно в школе ввели физические упражнения, и то лишь в виде “педагогической гимнастики”. Однако и лучшая система гимнастики имеет недостаток, как и всякая искусственная система: дети, уставшие от занятий, неохотно ею занимаются. И я могу своим личным опытом подтвердить: часто приходится наблюдать уклонение детей от такой гимнастики, переходящее временами даже в отвращение. Скажу более, гимнастика негигиенична, непедагогична и неэстетична. Негигиенична уже потому, что нельзя дать одновременно всему классу движение, вполне соответствующее индивидуальным способностям каждого, чего не может быть в игре, где дети действуют сами, согласно своей индивидуальности. Непедагогична уже потому, что скучна, то есть угнетает ребенка, а не воодушевляет, подавляет всякую самостоятельность. И наконец, какая может быть эстетика в бесцельных движениях рук, ног, головы, туловища! Эти же движения рук, ног, головы, туловища, входя в систему игры, проделываются детьми с полным одушевлением и естественной грацией. Подвижные игры увлекают и естественно веселят учеников, нисколько не утомляя однообразием напряженного внимания, как это делает всякое упражнение по команде. «Наши дети не умеют играть!» – говорит профессор Эрисман. А я прибавлю: «Так учите их, ибо игра есть радостный спутник молодости». Нездоровые, подчас безнравственные удовольствия нашей современной молодежи должны уступить место прекрасным, оживляющим подвижным играм, когда молодежь ознакомится и увлечется ими.
Игра, по моим личным наблюдениям, развлекает не только детей и подростков, но и взрослых, уничтожая их угнетенное состояние духа. Весьма желательно, чтобы вместе с детьми играли и взрослые, особенно их наставники, руководители и учителя. Это, сблизив воспитанников с воспитателями, повысило бы желательное влияние последних, ибо явилось бы больше естественных поводов к тому, да и ребенок лучше изучается в игре”.

(Софья ПАВЛОВА. «Значение подвижных игр как наилучшего вида физических упражнений, и воспитательное значение их».
Журнал «Воспитание и обучение. Ежемесячный педагогический листок», 1900, март, № 3)


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru