Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
ТОТ, КТО ЗНАЕТ БОЛЬШЕ НАС

Татьяна ВАЛЬ,
детский психолог
г. Киев

А казалось, он просто не хочет рисовать

Когда я, детский психолог, только пришла знакомиться с группой, сразу обратила внимание на пятилетнего Сережку. Может, потому, что всегда хотела иметь сына, а может, потому, что у него большие карие глаза, темные волосы и модные джинсы.
Я попросила детей нарисовать то, что каждый хочет. Все склонились над бумагой, стараются, а Сережа стоит и катает по столу машинку, говорит, что не будет рисовать.
Собрала листочки, пришла к себе в кабинет и стала смотреть расшифровку используемой мною методики. И хотя этот небольшой урок рисования проводила не для психологической диагностики детей, а просто для того, чтобы поближе познакомиться с ними, отказ рисовать, который продемонстрировал Сережа, мог означать фрустрацию, переживание ребенком какой-то утраты.
Если честно, я даже усмехнулась тогда про себя. Ну какая может быть фрустрация у малыша? Наверняка просто не захотел выполнять задание незнакомой ему тети.
А через несколько дней ко мне буквально вбегает Сережина воспитательница и просит его утихомирить: бушует, дерется, с вилкой кидается на детей. Вот те раз!
Понимаю, что коллеги надеются на меня, забывая о том, что психолог не врач и подобное поведение ребенка не повышенная температура – таблетка не поможет.
Но что-то ведь надо делать!
Пока иду по коридору, думаю, что буду говорить мальчику, как себя с ним лучше всего вести. А в группе отвожу Сережу в сторону, чтобы остальные дети нас не слышали, говорю, как меня зовут, и рассказываю ему о себе. О драке даже не вспоминаю. Как будто и не знаю ничего. А потом прошу Сережу рассказать о себе.
Мальчик сказал, как его зовут, сколько лет, что есть мама, бабушка, а еще тетя. «А папа?» – спрашиваю его. «Папа есть», – отвечает малыш и замолкает, дергая заусенец на пальце. Вот-вот заплачет!
Я испугалась. Думаю: «Ну какой я специалист – довела ребенка до слез!» Встаю быстро и говорю: «Пойдем, я тебе лошадку покажу. Она у меня в кабинете стоит».
Пока шли, Сережа немножко успокоился. Дала ему лошадку, заговорила про игрушки. И вдруг слышу: «А я с папой видел лошадок в зоопарке на той неделе. Меня мама потом наказала – в угол поставила».
Оказалось, семья распадается. Отец уехал в другой город на заработки и там остался. Жена запрещает ему приезжать и видеться с сыном. Но он все-таки время от времени приезжает и втайне от жены приходит в детский сад. После таких встреч с отцом Сережа буквально сходит с ума: плачет, не слушается, срывает злость на детях.
Прошел месяц. Я протестировала Сережку. Он оказался умным, сообразительным, интеллектуально развитым, добрым и ласковым мальчиком. Правда, дерется все так же. Считает, что таким образом отстаивает справедливость. Мальчишка! Что с него взять? Но хотя бы уже не так жестоко. И стал извиняться.
С тем, что папа где-то есть и тоже скучает по нему, видимо, смирился.
Не уверена, что его любовь к родному отцу бесследно пройдет. Но душевная травма, которую нанесла ему своим неразумным поведением мама, навсегда оставит свой след в душе ребенка.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru