Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ

Елена ПРУДИУС

Зачем Ване баба-яга?

Оказывается, затем, чтобы однажды ею не стала его собственная мама

Фото В.ЗУБАРЕНКОВОЙ

Долгое время я, как и многие другие педагогически подкованные мамаши, была уверена, что детей пугать нельзя, что у них от этого неврозы и недоверие к миру. Пока ко мне на прием не пришла молодая женщина с трехлетним сыном, слишком энергичным и недостаточно послушным с точки зрения окружающих его взрослых. Слово за слово – выяснилось, что у мамы есть надежный способ добиться от Вани взаимопонимания: припугнуть бабой-ягой.
Как-то непопулярно сейчас стало пугать ребенка, да еще таким ветхим персонажем, подумала я. Но вдруг молнией взметнулось воспоминание: наша собака Найда ощенилась и вела себя как самая лучшая в мире мать – исключительно заботливая и самоотверженная. Но вот к концу третьей недели у щенят открылись глазки, и они начали ползать. Когда один из них оказался рядом с мамашиной миской, она обнажила верхний ряд зубов и предупредительно зарычала. А когда щенок продолжал двигаться в прежнем направлении, Найда слегка прихватила его зубами. Он взвизгнул и подался назад. И так эта любящая мать поступала до тех пор, пока щенята не усвоили первое в своей жизни табу: «Не лезь в чужую миску, если хочешь остаться цел». Так собака учила своих детей первым правилам поведения в большом мире, где каждый защищает свою кормушку, и не всегда так деликатно, как она.
Что сообщает мать, когда грозит маленькому упрямцу бабой-ягой? То, что без нее он может подвергнуться опасности. Обманывает ли его при этом мать? Вовсе нет. Ведь никто не знает, что может прийти в голову маленькому ребенку, а его жизненный опыт еще слишком мал, чтобы качественно ориентироваться за пределами игровой площадки. Если же Ваня не поверит маме, что придет баба-яга, то увидеть ее ему все равно доведется: рано или поздно своей непокорностью он разбудит в маме доисторическую и бессмертную бабу-ягу.
Помню девочку лет пяти, которая, просыпаясь ночью, просилась к маме, а когда мать брала ее на руки, не узнавала ее и в ужасе кричала: «Где моя мама?» Она просилась к доброй, ласковой, заботливой маме и не узнавала ее в сонной и раздраженной женщине.
Так стоит ли на самом деле призывать на помощь бабу-ягу? И если да, то как?
Я ответила на этот вопрос не сразу, но в конце концов утвердительно. Потому что бывают ситуации, когда никакие средства не помогают – ни уговоры, ни переключение внимания, ни объяснения, ни подкуп (в психологии есть более симпатичный термин – «оперантное обусловливание», т.е. предупреждение: если ты сделаешь так, то получишь то-то).
Ведь если вам совершенно необходимо выйти с ребенком из дома, а он не хочет, вряд ли удастся остаться кроткой голубкой. Все равно рано или поздно вы разозлитесь и сами станете бабой-ягой, шокировав ребенка. А если мама позвала на помощь бабу-ягу, то этим самым протянула ребенку руку помощи: со мной безопасно, держись ко мне поближе. Только очень важно знать меру, не упоминать ее всуе.
А то ведь бывает и так, что мамы или папы доходят до того, что сами становятся чудищем пострашнее бабы-яги. И тогда детям приходится думать, как с ними справиться.
У Григория Остера есть «Кулинарная книга Людоеда», где он описывает десятки смачных блюд из маленьких трусишек, плакс, наглецов, хвастунишек, растерях и предлагает детям один надежный способ справиться с Людоедом – найти в нем какой-нибудь недостаток, например, спросить: «А ты руки перед едой помыл?»
Никакой уважающий себя Людоед после этого вас съесть не сможет. Но что делать, если попался не уважающий себя Людоед?
Однажды на занятиях я попросила детей придумать, как можно справиться с таким Людоедом. От их ответов у многих родителей вытягивались от удивления лица, а дети, не подозревая о подтексте, шпарили свои способы. Тут были: убью, зарежу, ножку подставлю, устрою ловушку. Вот до чего мы довели собственных детей! А дети постарше догадывались, что Людоеду можно дать зеркало, чтобы он себя увидел, а еще пожалеть, рассмешить, превратить в какое-нибудь другое, безопасное существо, как в сказке «Кот в сапогах».
Надо заметить, что прямую агрессию по отношению к родителям маленькие дети проявляют далеко не полностью: ведь они не могут еще жить без нашей любви и защиты. Но если рано или поздно ребенок перестает мириться с ролью жертвы, ведет себя агрессивно, это значит, что вы совсем не поняли, зачем вам нужна была баба-яга, неверно и слишком долго эксплуатировали этот образ.
Помните, как в русской народной сказке вел себя Иван, когда встретил в лесу вредную избушку на курьих ножках? Он ее попросил по-хорошему: «Избушка-избушка! Встань к лесу задом, а ко мне передом!» Может быть, ваш ребенок тоже со временем догадается, как развернуть двуликую маму человеческим лицом к себе. Если, конечно, выходя из себя, вы не забываете вернуться обратно и даете ему понять, что ваша любовь гораздо сильнее приступов злости.
Для меня этот принцип отношений – разворот ролей – стал правилом. Так, если в вашем доме принято встречать вошедшего по правилам гостеприимства, а потом уже требовать дневник с оценками или зарплату, то и ваш Ваня обязательно научится, не теряя собственного достоинства, любую бабу-ягу превращать в свою помощницу.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru