ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
День учителя МКХ, музыки и ИЗО
Вы пробовали рисовать пластилином? Нет?
Значит, вас есть чем удивить. Вот и марафонцев
увести с презентации художественной акварели и
флюоресцентного пластилина фирмы «Гамма» было
необычайно трудно.
Белые цветы неожиданно расцветали на мольберте
художника-педагога Светланы Ашиковой,
руководителя детского центра «Семицветик».
Участники мастер-класса ахали и хватались за
блокноты, чтобы поскорее записать секрет. «Я
стараюсь добиться тонкого зрительного
восприятия у ребенка, – поделилась Светлана, –
чтобы он различал как можно больше оттенков
цвета, тут акварель на первом месте. Не пугаюсь,
когда ученик начинает с графики и все работы у
него черно-белые, хотя школьные психологи со мной
не согласны. Потом обязательно что-то происходит
и появляется цвет в переходах и переливах».
«А у нас такая программа: в каждый урок ИЗО
закладываются основы духовных интересов, –
сказал народный художник России, академик РАО
Борис Неменский, – вот почему нам так важна
последовательность шагов детей и учителя на
уроках, постепенное обогащение духовного мира
ребенка средствами искусства”».
«Педагогика и искусство XXI века» – книга с таким
названием скоро появится в школах. Самые острые
проблемы поднимает в ней Борис Михайлович
Неменский: о многообразии национальных культур в
России, их изучении в школах, о сохранении
единого культурного пространства нашей страны.
Жаркая дискуссия разгорелась на встрече с
Тамарой Шпикаловой, доктором педагогических
наук, автором курса «Традиции русской культуры
на уроках ИЗО». Свести дело художественного
воспитания школьников лишь до уровня
образовательных услуг? Однако такая тенденция
явно наметилась в чиновничьих педагогических
кругах. Хорошо, что свои позиции
этнохудожественного образования школьников как
одного из условий формирования личности
человека и гражданина Тамара Яковлевна и ее
последователи – учителя сдавать не собираются.
Их концепцию художественного воспитания можно
сравнить с архитектурным ансамблем, достойным
войти в число охраняемых ЮНЕСКО. И это не
самолюбие авторов, а путь каждого учителя,
который принял концепцию и проживает ее на
уроках вместе с учениками.
«Когда в школе учились родители наших ребят,
замечательного предмета МХК не было», –
напомнила слушателям на своем мастер-классе Анна
Вачьянц, учитель московской школы № 1205. Не потому
ли в творческое сотрудничество учеников с
учителем при подготовке домашнего задания у
Вачьянц включаются все – папы и мамы, бабушки и
дедушки и даже дальние родственники. Увлеченно
рисуют пословицы (условие одно: на листе бумаги
только образы, ни одного слова).
Галина Дробот, учитель МХК НОУ «Доверие»,
показала марафонцам урок-спектакль одного
актера «Мифы древних шумеров». Как за урок, не
произнеся ни одного слова (а Галина Ивановна
молчит все 45 минут), погрузить пятиклассников в
атмосферу мифологического сознания древней
цивилизации. Помогают учительнице самые простые
школьные вещи: доска, мел, вырезанные из бумаги
фигурки мифических персонажей, магнитики и
магнитофонная лента с записью ее собственного
голоса.
«Экскурсия в музей – самая древняя форма
образования, – заявил ведущий семинара
«Экскурсия в музей: как выбрать тему и
подготовить класс» доктор педагогических наук,
заведующий Российским центром музейной
педагогики и детского творчества Борис Столяров.
– Она уже была, когда школы еще не было. Проводили
экскурсии жрецы афинских храмов. Они подводили
маленьких афинян к скульптуре Зевса и говорили
строгим голосом: «Посмотрите, дети, это бог Зевс!»
С тех пор прошло много времени, и музейная
педагогика изменилась, но по-прежнему музей
призван будить воображение ребенка. Сюда
приходят, чтобы смотреть и только потом –
слушать.
Самая сложная проблема, с которой сталкиваются
преподаватели МХК, – это проблема понимания
подлинника, который в музейной среде
воспринимается иначе, чем его изображение в
учебнике или Интернете. Тогда-то и стала
раскручиваться идея создания всемирного
виртуального музея. Электронные технологии на
уроках МХК подготавливают ученика к встрече с
подлинным произведением искусства».
Фото Евгения КРЫЛОВА и Владимира
СТРОКОВСКОГО
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|