КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
Одинокий человек в лодке
Евгений Миронов пробует себя в новом
амплуа
Разумеется, славы 38-летнему российскому
актеру Евгению Миронову не занимать – он высоко
признан в театральном и кинематографическом
мире, осыпан всевозможными премиями, а
неожиданный для многих зрительский успех
телесериала «Идиот», где Миронов сыграл князя
Мышкина, сделал его популярным для десятков
миллионов людей. Однако классика классикой, а
актеру непременно хотелось сняться в зрелищном
жанровом фильме современной тематики.
Можно сказать, что при работе над «Побегом»
Евгений Миронов бросил своего рода вызов,
рискнув выступить в фильме, рассчитанном на
коммерческий успех. И если этого не последует, то
и «замышленный побег» в сторону от практически
сложившегося амплуа человека, мятущегося и
напряженно ищущего смысл жизни, окажется
напрасным.
Прокатчики стали рекламировать «Побег» как
остросюжетный боевик. А фильм практически с
начала действия движется в сторону
мелодраматического триллера, пока не
превращается ближе к финалу в типичнейшую
мелодраму. Конечно, важно узнать, поймает или не
поймает полковник Пахомов сбежавшего по пути
следования в тюрьму Евгения Ветрова, бывшего
хирурга, получившего срок за убийство своей жены,
которого он не совершал (о чем зрители как раз
ведают). Сможет ли этот безвинно виновный
добраться до Москвы и доказать собственную
непричастность к преступлению?
Ветрову нужно непременно выжить и найти
истинного убийцу, чтобы отомстить за любимую
супругу Ирину. И надо сказать, что после всех
несчастий Евгению действительно начинает везти
уже по законам мелодрамы. А вот Пахомов, довольно
быстро сообразивший, что преследуемый вовсе не
виновен, хочет сохранить Ветрову жизнь, отнюдь не
подозревая о том, как опять же мелодраматически
это отзовется в его личной жизни.
Творцы «Побега», с одной стороны, явно
подставились под огонь критики, немало
позаимствовав прежде всего из американского
«Беглеца» с участием Хэррисона Форда и Томми Ли
Джонса. Можно предъявить им мелочные придирки по
части сюжетных и логических неувязок, хотя и
триллеры, и особенно мелодрамы нередко строятся
на всевозможных допусках и условных
предположениях. Если уж говорить о существенной
натяжке в «Побеге», так лишь о том, что в России
суд скорым не бывает, и за то время, пока вели бы
следствие по делу и доказывали вину московского
хирурга, много бы чего изменилось, а в его прежней
квартире точно не осталось бы все в
поразительной неприкосновенности – ну просто
как в Америке! А с другой стороны, нескрываемые
ассоциации и аллюзии с голливудскими образцами
судебно-криминального кино были обязаны
выполнить функцию своеобразной приманки для
наших современных зрителей. Режиссер Егор
Кончаловский умеет эту приманку находить.
Гораздо удивительнее то, что отечественные
журналисты и критики, которые отнеслись
снисходительно к различным неувязкам, допустим,
в «Ночном дозоре», вовсе не пожелали заметить за
зрелищными уловками создателей «Побега» тех
инвариантов расхожих схем и шаблонов, а именно
это и отличает разные произведения, вроде бы
вынужденные придерживаться канонов жанра. Не
разглядели за приключенческо-занимательным
сюжетом подлинной человеческой драмы
неоднозначного характера, воплощенного Евгением
Мироновым как раз в соответствии с собственной
сквозной темой.
Его Евгений Ветров сначала жестоко
расплачивается за свою гордыню и чувство
превосходства над всеми, кто рядом с ним, чтобы
затем пройти своеобразный крестный путь,
стремясь физически выжить. Миронов и здесь
попытался сыграть типичного русского человека
на распутье, ему надо сделать мучительный выбор,
чтобы вновь стать собой. А все кино сводится в
итоге к мелодраматической тоске российского
мужчины по родственной душе – будь то жена,
ребенок или верный друг, который никогда не
предаст. Что и было интуитивно выражено в рисунке
дочери полковника Пахомова. Она изобразила
одинокого человека в лодке, пусть никогда и не
видела, как Ветров плыл по озеру, спасаясь от
преследователей. И еще обретая утраченную веру в
самого себя и в то, что все-таки стоит жить. В этом
плане фильм действительно можно посчитать
экзистенциальным.
Сергей КУДРЯВЦЕВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|