Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Сравнение, которое всегда не в твою пользу...
Чем опасен рейтинг в школе

Недавно в газете “Спорт в школе” нашего Издательского дома проводилась дискуссия о содержании образования на уроках физической культуры, о способах оценивания детей. Один из участников рассказывал о методах, которые использует для того, чтобы его ученики имели возможность на каждом занятии анализировать свои достижения, свои победы и неудачи. Раздался вопрос:
– Ну а потом-то вы выстраиваете ребят по рейтингу?
– Зачем?
– Чтобы лучше работали! Ведь если они сравнивают себя только с собой, им не к чему стремиться. Нет здоровой конкуренции. Чуть-чуть продвинулся, и все, у тебя уже пятерка. Разве это правильно?
– Я все делаю для того, чтобы мои ученики перестали сравнивать себя с другими, а вы предлагаете после этого выстроить их по единой шкале. Думаю, это принесет только вред. Да, некоторые ребята – те, кто от рождения “спортивный”, – потешат свое самолюбие: вот какой я сильный, гибкий, ловкий. Но заниматься своим уровнем физической подготовки такие дети скорее всего перестанут. Им это не нужно, они и так первые. А каково будет тем, кто окажется в конце списка? Мне кажется, это приведет только к появлению новых психологических травм у детей, но никак не повлияет на их стремление заниматься физкультурой. Даже наоборот.

Варианты перевода

Так конкуренция учеников на уроках – добро или зло? И откуда такое непонимание между учителями?
Слово “рейтинг” переводится с английского по-разному. Это и оценка, определение цены или стоимости; и отнесение людей к тому или иному классу, разряду в определенной сфере деятельности; и показатель успешности в каком-либо деле.
Вот и стремятся многие учителя выстроить шкалу достижений своих учеников, полагая, что именно это подвигнет ребят на усердные занятия, заставит стремиться к знаниям, чтобы изменить свое положение в общем ряду, чтобы всем (и себе самим) доказать, что ты лучше, чем другие.
Правда, при переносе системы рейтингования из социума в школу, к сожалению, не учли слишком многого. В первую очередь то, что любой рейтинг, как и любое другое измерение, в системе всеобщего принуждения быстро превращается в… еще один вариант “прокрустова ложа”. В социуме высокий или низкий рейтинг говорят об успешности или неуспешности человека в выбранной им сфере деятельности. А наши дети не выбирают, по каким предметам они готовы соревноваться со сверстниками (и хотят ли вообще). В условия жесткой конкуренции в различных видах учебной деятельности их ставят взрослые.
Никого не волнует, что ребенок, например, будущий художник и не может на математике достигать тех же вершин, что и его сосед с ярко выраженными математическими способностями. Создавая в школе так называемые рейтинговые таблицы, мы на самом деле оцениваем не учебные результаты детей, а их способности или врожденные данные. Особенно ярко это видно при рейтингах по физической подготовленности: низкорослые или полные дети всегда будут в конце списка. И что это значит? Что тело одних “хорошее”, а других – “плохое”?
Есть и другой перевод слова “raiting”, который, пожалуй, гораздо больше показывает смысл, который этот процесс получает в школе. Raiting – выговор, нагоняй; взбучка, выволочка. (I’ve helped old Mr. Leonards to give George a good rating. — Я помог старому мистеру Леонардсу сделать Джорджу хороший нагоняй.)
Введение рейтинговых шкал в школе базируется на уверенности в том, что такой вид оценивания заставит детей учиться лучше. Но фактически рейтингование становится еще одним способом отругать “нерадивых” учеников.

А я в ваш теннис не играю!

Вдумайтесь: какая разница ребенку, ставят ему двойку или записывают в общем списке, что он находится на последнем месте среди сверстников? Да никакой!
Участие в рейтинге, проводящемся в социуме или в спорте, всегда является следствием свободного выбора людей, подвергающих себя такому виду оценивания. Я не занимаюсь политикой, и никому в голову не придет проводить мой рейтинг как политического деятеля. Я не играю ни в футбол, ни в теннис и никогда не буду конкурировать со спортсменами, выбравшими себе эти виды спорта, по которым я, безусловно, имела бы очень низкий рейтинг. А вот мой рейтинг как ученого или как журналиста меня очень интересует. И если он начнет падать, я сделаю все, чтобы его повысить. Если это не удастся, придется принимать решение.
В школе же дети не имеют права выбирать, чем им заниматься, по каким предметам и в какой деятельности они хотят сравнить себя с другими. В школе рейтинг, как и любой другой способ оценивания, проводится для всех учеников. Именно это приводит к психологическим травмам, к нежеланию учиться, пробовать себя в новом деле. Мы, взрослые, продолжаем говорить о гуманизации образования, о том, что ребенок – это личность. А на деле, поиграв в “развитие” и “личностно-ориентированное образование”, продолжаем оценивать наших детей всех разом, по единым основаниям, принятым взрослыми. И ищем все новые и новые способы, стараясь сделать оценивание более “объективным”.
Но можно ли создать такую рейтинговую систему, которая могла бы применяться в общеобразовательной школе? Безусловно. Причем вариантов может быть много, и самых разнообразных: рейтинг, построенный на основе тестовых заданий (как это пытаются сделать авторы ЕГЭ); конкурентный рейтинг, базирующийся на соревнованиях между отдельными детьми; результаты экспертной оценки учителя могут быть выражены в виде рейтинга учеников. Однако только в одном случае введение рейтинговой системы не приведет к психологическим травмам: если ученикам будет позволено не только конкурировать между собой, но и выбирать, в каких видах деятельности они хотят подвергаться такого рода оцениванию. И позволять сменить деятельность, если ребенок чувствует себя в ней неуспешным, последним, отстающим. И дать шанс начать снова, когда ученик почувствует новые силы.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru