КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Сравнение, которое всегда не в твою
пользу...
Чем опасен рейтинг в школе
Недавно в газете “Спорт в школе” нашего
Издательского дома проводилась дискуссия о
содержании образования на уроках физической
культуры, о способах оценивания детей. Один из
участников рассказывал о методах, которые
использует для того, чтобы его ученики имели
возможность на каждом занятии анализировать
свои достижения, свои победы и неудачи. Раздался
вопрос:
– Ну а потом-то вы выстраиваете ребят по
рейтингу?
– Зачем?
– Чтобы лучше работали! Ведь если они сравнивают
себя только с собой, им не к чему стремиться. Нет
здоровой конкуренции. Чуть-чуть продвинулся, и
все, у тебя уже пятерка. Разве это правильно?
– Я все делаю для того, чтобы мои ученики
перестали сравнивать себя с другими, а вы
предлагаете после этого выстроить их по единой
шкале. Думаю, это принесет только вред. Да,
некоторые ребята – те, кто от рождения
“спортивный”, – потешат свое самолюбие: вот
какой я сильный, гибкий, ловкий. Но заниматься
своим уровнем физической подготовки такие дети
скорее всего перестанут. Им это не нужно, они и
так первые. А каково будет тем, кто окажется в
конце списка? Мне кажется, это приведет только к
появлению новых психологических травм у детей,
но никак не повлияет на их стремление заниматься
физкультурой. Даже наоборот.
Варианты перевода
Так конкуренция учеников на уроках – добро или
зло? И откуда такое непонимание между учителями?
Слово “рейтинг” переводится с английского
по-разному. Это и оценка, определение цены или
стоимости; и отнесение людей к тому или иному
классу, разряду в определенной сфере
деятельности; и показатель успешности в
каком-либо деле.
Вот и стремятся многие учителя выстроить шкалу
достижений своих учеников, полагая, что именно
это подвигнет ребят на усердные занятия,
заставит стремиться к знаниям, чтобы изменить
свое положение в общем ряду, чтобы всем (и себе
самим) доказать, что ты лучше, чем другие.
Правда, при переносе системы рейтингования из
социума в школу, к сожалению, не учли слишком
многого. В первую очередь то, что любой рейтинг,
как и любое другое измерение, в системе всеобщего
принуждения быстро превращается в… еще один
вариант “прокрустова ложа”. В социуме высокий
или низкий рейтинг говорят об успешности или
неуспешности человека в выбранной им сфере
деятельности. А наши дети не выбирают, по каким
предметам они готовы соревноваться со
сверстниками (и хотят ли вообще). В условия
жесткой конкуренции в различных видах учебной
деятельности их ставят взрослые.
Никого не волнует, что ребенок, например, будущий
художник и не может на математике достигать тех
же вершин, что и его сосед с ярко выраженными
математическими способностями. Создавая в школе
так называемые рейтинговые таблицы, мы на самом
деле оцениваем не учебные результаты детей, а их
способности или врожденные данные. Особенно ярко
это видно при рейтингах по физической
подготовленности: низкорослые или полные дети
всегда будут в конце списка. И что это значит? Что
тело одних “хорошее”, а других – “плохое”?
Есть и другой перевод слова “raiting”, который,
пожалуй, гораздо больше показывает смысл,
который этот процесс получает в школе. Raiting –
выговор, нагоняй; взбучка, выволочка. (I’ve helped old Mr.
Leonards to give George a good rating. — Я помог старому мистеру
Леонардсу сделать Джорджу хороший нагоняй.)
Введение рейтинговых шкал в школе базируется на
уверенности в том, что такой вид оценивания
заставит детей учиться лучше. Но фактически
рейтингование становится еще одним способом
отругать “нерадивых” учеников.
А я в ваш теннис не играю!
Вдумайтесь: какая разница ребенку, ставят ему
двойку или записывают в общем списке, что он
находится на последнем месте среди сверстников?
Да никакой!
Участие в рейтинге, проводящемся в социуме или в
спорте, всегда является следствием свободного
выбора людей, подвергающих себя такому виду
оценивания. Я не занимаюсь политикой, и никому в
голову не придет проводить мой рейтинг как
политического деятеля. Я не играю ни в футбол, ни
в теннис и никогда не буду конкурировать со
спортсменами, выбравшими себе эти виды спорта, по
которым я, безусловно, имела бы очень низкий
рейтинг. А вот мой рейтинг как ученого или как
журналиста меня очень интересует. И если он
начнет падать, я сделаю все, чтобы его повысить.
Если это не удастся, придется принимать решение.
В школе же дети не имеют права выбирать, чем им
заниматься, по каким предметам и в какой
деятельности они хотят сравнить себя с другими. В
школе рейтинг, как и любой другой способ
оценивания, проводится для всех учеников. Именно
это приводит к психологическим травмам, к
нежеланию учиться, пробовать себя в новом деле.
Мы, взрослые, продолжаем говорить о гуманизации
образования, о том, что ребенок – это личность. А
на деле, поиграв в “развитие” и
“личностно-ориентированное образование”,
продолжаем оценивать наших детей всех разом, по
единым основаниям, принятым взрослыми. И ищем все
новые и новые способы, стараясь сделать
оценивание более “объективным”.
Но можно ли создать такую рейтинговую систему,
которая могла бы применяться в
общеобразовательной школе? Безусловно. Причем
вариантов может быть много, и самых
разнообразных: рейтинг, построенный на основе
тестовых заданий (как это пытаются сделать
авторы ЕГЭ); конкурентный рейтинг, базирующийся
на соревнованиях между отдельными детьми;
результаты экспертной оценки учителя могут быть
выражены в виде рейтинга учеников. Однако только
в одном случае введение рейтинговой системы не
приведет к психологическим травмам: если
ученикам будет позволено не только
конкурировать между собой, но и выбирать, в каких
видах деятельности они хотят подвергаться
такого рода оцениванию. И позволять сменить
деятельность, если ребенок чувствует себя в ней
неуспешным, последним, отстающим. И дать шанс
начать снова, когда ученик почувствует новые
силы.
Ольга ЛЕОНТЬЕВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|