ДОКУМЕНТЫ N 114
На вопросы отвечал экономитст
Владимир МАЛЮТИН
Наши консультации
В 1976 году я работала старшей
пионервожатой в средней школе, а с 1982 учебного
года работаю учителем начальных классов.
Правильно ли, что Пенсионный фонд исключает из
моего педстажа годы работы в должности старшей
пионервожатой, ведь эта ставка была в средней
школе?
Согласно таблице в приложении № 1 к
письму Министерства образования и науки РФ и
Профсоюза работников народного образования и
науки РФ от 26.10.04 № АФ-947-96 «О размерах и условиях
оплаты труда работников образовательных
учреждений в 2005 году» работа в должности
старшего вожатого (пионервожатого) в учреждении
образования засчитывается в педагогический стаж
работника образования. Поэтому работники
Пенсионного фонда должны либо представить
обоснование своего решения, либо исправить свою
ошибку.
Какие доплаты к заработной плате
положены педагогам, работающим в школе-интернате
8-го вида (с умственно отсталыми детьми)?
Педагогическим и другим работникам за
специфику работы в отдельных образовательных
учреждениях «осуществляется повышение ставок
заработной платы (должностных окладов) в
следующих размерах и случаях: на 15–20% – за работу
в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях (отделениях, классах, группах) для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии (в т.ч. с задержкой психического
развития)». (См. п. 6 Письма Минобразования и
Профсоюза работников народного образования и
науки от 26.10.04 № АФ-947-96.)
Мы живем в Республике Башкортостан.
Дети в школе изучают русский язык (как
государственный), иностранный язык (по выбору) и
родной язык (ученик сам решает, какой язык для
него родной). Республиканская власть решила
ввести еще один язык для обязательного обучения
– башкирский. Объясняется это тем, что
башкирский – это государственный язык. Имеем ли
мы право отказаться от изучения башкирского
языка? Так как мы живем в государстве Российская
Федерация, то язык этого государства и будем
учить. Никто не запрещает башкирским детям учить
башкирский язык как родной. Почему русские,
удмуртские, татарские и другие дети должны
изучать чужой для них, абсолютно ненужный язык.
Он им не понадобится, ведь дальнейшая работа и
учеба предполагают знание государственного
языка – русского даже в Башкирии. А то что же
получается – государство в государстве?
Я специально еще раз посмотрел, как
автор письма (родитель, учитель школы) поставил
запятую. Получается «чужой для детей» и
«абсолютно ненужный (для всех прочих? – В.М.)
язык». Я понимаю, что у автора письма и в мыслях не
было говорить, что бы то ни было об отсутствии
потребности в башкирском языке вообще, но так у
него получилось. Мне представляется, что автор
письма вступил на скользкую дорожку языковой
самодеятельности. Он почему-то решил, что
башкирский язык удмуртам (да и русским) в
Башкортостане не нужен и не понадобится в
дальнейшем. А башкирам в Удмуртии – как? Учить
башкирский язык? Смысл изучения другого языка –
общение. Если вы обращаетесь к человеку на
русском языке, то ожидаете, что вам ответят
по-русски; если к вам обратились на башкирском, вы
должны бы ответить на башкирском. Если такой цели
– общения – не ставить, а фантазировать, какой
язык «понадобится для дальнейшей учебы и
работы», то придется перейти на наиболее
популярный иностранный: сейчас – английский (в
американском варианте), при Петре Великом это был
голландский, при Пушкине – французский. Да и
здесь возникают споры: как писала нам
учительница немецкого языка из Рязанской
области, у них в городе (по решению родителей)
немецкий фактически отменили (не понадобится?),
изучают дети только английский. А ведь наша
страна это уже пережила! Совсем недавно
пренебрежение к «туземным» языкам
способствовало разрушению Советского Союза.
Ведь начиналось не с тарелки клубники, а с обиды
именно за пренебрежение национальными языками. И
на развалинах остались полубесправные и
безъязыкие русскоязычные. Думаю, что нужно
просто исполнять законы (Закон о языках народов
Республики Башкортостан принят и действует), а не
считаться, чье государство в чьем государстве.
Я директор детского дома с 28-летним
стажем, но льготной пенсии до сих пор не получаю,
а виной всему служит то, что с 1985-го по 1989 год я
избиралась секретарем сельского Совета. В
Пенсионном фонде мне отвечают, что эти годы в
стаж не входят и льготная пенсия мне не
полагается. Так ли это? Могу ли я на что-то
надеяться?
Начнем с того, что никакой льготной
пенсии по действующему законодательству уже нет.
Право, о котором в данном случае пишут наши
читатели, теперь формулируется как право о
назначении трудовой пенсии по старости до
достижения общеустановленного срока выхода на
пенсию. Согласно статье 28 Закона о трудовых
пенсиях ранее общеустановленного пенсионного
возраста такая пенсия может быть назначена
лицам, которые не менее 25 лет осуществляли
педагогическую деятельность в образовательных
учреждениях для детей независимо от возраста
лица, которому назначается пенсия. Размер
досрочно назначаемой пенсии определяется так же,
как для трудовой пенсии в общем порядке. Что тут
«льготного»? На что же можно надеяться автору
письма? В данном случае перевод на работу
секретарем сельсовета педагогического стажа не
прерывает, и следует проработать четыре
недостающих года на педагогической должности.
Мы, школьные библиотекари, всегда
относились к работникам культуры, хотя и
работаем в школе, и заработную плату нам повышают
тогда, когда повышают оклады работникам
культуры. С января 2005 года губернатор Московской
области повысил оклады работникам культуры на
195%, а работникам образования – на 100%. Однако
централизованная бухгалтерия нашего поселка
повысила нам оклады только на 100%, ссылаясь на то,
что мы – работники образования, а не культуры. До
этого указа было еще повышение зарплаты
педработникам, но нам зарплату не повышали,
объясняя, что мы не относимся к педработникам;
также мотивируют свой отказ повышать нам оклад
тем, что библиотека является структурным
подразделением школы, а мы – руководители
структурного подразделения. Но в этом случае нам
положен отпуск 56 дней, а нам говорят, что
библиотекарю отпуск полагается
продолжительностью 28 дней? Кто же прав?
В учреждениях образования работают лица
различных специальностей, относящихся к
различным отраслям народного хозяйства. Для того
чтобы эти работники не теряли, а
совершенствовали свою основную квалификацию,
условия их работы в основной отрасли и в системе
образования должны быть согласованы. Аналогично
нужно согласовывать и системы оплаты труда.
Примерами такого согласования являются
постановления о порядке оплаты труда работников
библиотек образовательных учреждений – им
устанавливается оплата в зависимости от уровня
(группы) оплаты руководителей образовательных
учреждений. При этом должно быть совершенно ясно,
что работающий в школе библиотекарь еще не
становится автоматически педагогическим
работником. Точно так же библиотекарь
образовательного учреждения, оставаясь
работником культуры, всех обязанностей
сотрудника культурно-просветительного
учреждения не исполняет и всеми правами этого
работника пользоваться не может.
Поэтому при возникающих у вас вопросах следует
выяснить, что написано в постановлении
губернатора Московской области. Если зарплата
повышалась «работникам учреждений (системы)
образования, включая работников школьных
библиотек», то бухгалтерия прочитала его
неправильно, и вам следует добиваться изменения
приказа. В любом случае разъяснения нужно
получать в аппарате губернатора.
Директором школы работаю недавно. Прошу
дать разъяснение некоторых вопросов, связанных с
работой преподавателя-организатора ОБЖ:
– Является ли должность
преподавателя-организатора ОБЖ
административной? Можно ли привлекать его к
административному дежурству?
– Какова продолжительность рабочей недели
преподавателя-организатора ОБЖ?
– Какова оплата ставки? Входят ли девять часов
нагрузки (уроки) в оплату ставки организатора
ОБЖ?
Нет, должность
преподавателя-организатора основ безопасности
жизнедеятельности административной не является.
В школе административной является только
должность директора и (при его отсутствии)
назначаемых в установленном порядке
заместителей: по учебной работе, по хозяйству и
т.д. Однако в пределах своих прав и по
производственной необходимости директор школы
(или лицо, его временно замещающее) может
назначить дежурным с наделением необходимыми
правами любого работника, в том числе и
преподавателя-организатора ОБЖ.
Преподаватель-организатор основ безопасности
жизнедеятельности, как и другие педагогические
работники, ведет учебную и воспитательную
работу, руководствуясь учебными планами и
программами. Заработная плата
преподавателю-организатору ОБЖ устанавливается
по итогам аттестации. В зависимости от
квалификации и опыта работы ему может быть
присвоен разряд от 8-го до 14-го ЕТС.
При определении объема педагогической работы
следует руководствоваться совместным письмом
Министерства образования и науки РФ и Профсоюза
работников народного образования и науки РФ от
26.10.04 №АФ-947-96 «О размерах и условиях оплаты труда
работников образовательных учреждений в 2005
году», в котором вы найдете все ответы на
возникающие у вас вопросы.
В частности, преподавателям-организаторам основ
безопасности жизнедеятельности должностные
оклады выплачиваются при продолжительности
рабочего времени 36 часов в неделю. Должностные
оклады руководителей выплачиваются с учетом
ведения ими преподавательской (педагогической)
работы преподавателя-организатора основ
безопасности жизнедеятельности в объеме 36 часов
в неделю (пункт 2.11) при общей продолжительности
рабочего времени 40 часов в неделю.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|