Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ 

Ирина ХОМЕНКО,
кандидат педагогических наук, доцент,
заведующая кафедрой педагогики и психологии семьи РГПУ им. А.И.Герцена

Не кричи, объясни спокойно

Детям трудно справиться с гневом. Но уже малышам надо объяснять, что бить нельзя даже подушку

Ася. С некоторых пор наша двухлетняя дочка вдруг стала довольно агрессивно проявлять свои негативные эмоции. Может, рассердившись на меня, швырнуть куклу, разметать по полу кубики. Представления не имею, где она могла подобное увидеть! На детской площадке драчунов нет, мультфильмы она смотрит самые невинные. Я просто теряюсь, не знаю, как на это реагировать. Пытаться подавить вспышку гнева лаской и убеждением? Строго взять за руку и прочитать нотацию? Сразу оговорюсь, я против тычков, шлепков и пр. Но как-то же нужно это пресекать?

Ирина. Ася, а как вы (и другие близкие) обычно реагируете? Что говорите ей? И по какому поводу чаще всего возникает эта дочкина агрессивность? Попробуйте, пожалуйста, описать самые характерные ситуации.

Ася. Причины такой вспышки могут быть вполне невинны (на мой взгляд). Например, я не поняла, что она от меня хочет (дочка еще не очень внятно говорит), или она хочет играть в кубики, а брат настаивает на прятках и пр. Реагируем же по-разному. Если я сама в этот момент спокойна, то пытаюсь выяснить, что ее рассердило. Стараюсь, чтобы она объяснила, повторила просьбу и т.д. Ну а уж если она меня “допекла”, то строго говорю: “Нельзя драться” или: “Не кричи, объясни спокойно”, отбираю игрушку и прячу. У бабушек тактика разная. Моя мама строго выговаривает ей (все то же “драться нехорошо”), а свекровь просто не обращает внимания и старается переключить ее на что-то другое (типа “какая собачка побежала...”). По ее мнению, ребенок должен “выпустить пар”. Правда, видится с ними дочь не часто. В основном проводит время со мной.

Ирина. Период “выпуска пара” проходят все дети. Иногда это связано с тем, что исподволь, незаметно, ребенок привык быть в центре внимания, и когда взрослые перестают это подчеркивать, детям становится обидно. Они начинают “получать внимание” любой ценой. Бывает, что цена оказывается неприемлемой для родителей и окружающих.
Таким образом, гнев – это всегда отражение обиды.
Говоря о проблеме агрессивности, можно выделить две основные задачи родителей: учить ребенка “выпускать пар” цивилизованным путем и менять характер взаимодействия между взрослым и ребенком в семье. Ребенок должен понять, что та модель, которую он пытается навязать взрослому, не может быть принята.
На мой взгляд, агрессивность нужно останавливать всегда. Как?
Во-первых, сказать об этом. Наиболее удачной фразой в этом случае мне представляется вот такая: “Маша (Даша, Зина), мне не нравится, когда ты дерешься!”
Во-вторых, обязательно осуществить какое-то действие. Например, предложить дочке поиграть в другой комнате, потому что находиться с ней рядом вам не хочется. Если ребенок отказывается уходить, уйдите сами. И еще раз объясните, почему вы это делаете. Лучше, если ваш голос будет серьезным, а не раздраженным. (У вас есть такой голос в репертуаре?)
В-третьих, обязательно защищайте других членов семьи, если ребенок проявляет агрессивность по отношению к ним. Вот это как раз тот случай, когда необходима семейная консолидация. С самого раннего детства хорошо бы приучить малыша к мысли, что любая личность неприкосновенна, а не только его.
Я не отношусь к тем специалистам, которые считают, что вместо мамы можно бить подушку. Мне кажется, что бить вообще никого нельзя. Бить – это разрушать. Мне эта идея не близка.
Всплеск физической агрессии частенько бывает от недостаточности физического движения. Дети, которые много бегают и чем-то увлечены, и так имеют возможность выплеснуть часть энергии, у них просто не остается сил на инициирование конфликтной ситуации.
В этом смысле прием “Ой, собачка побежала” часто срабатывает. Ведь ребенок направляет свою энергию в другое русло.
Вообще я заметила, что гневными бывают те дети, которые долго остаются в разряде “маленьких”. (По Адлеру, речь идет о комплексе неполноценности, который “управляет” развитием, являясь его стимулирующей силой.) Таким образом, посмотрите – не сильно ли вы опекаете малышку? Может быть, ей не хватает значимости в собственных глазах? Просто она не знает, как об этом сказать.

Как же учить детей выражать гнев?
Так же, как и все остальные чувства.
Основной тезис – “Не подавлять, а изучать и помогать”.
При возникновении критической ситуации попробовать:
– назвать чувство;
– понять причину его возникновения;
– направить в конструктивное русло (“тайм-аут”, смена деятельности).
·Когда сцена закончена, обсудить весь эпизод, включая свои мысли и чувства. Обязательно предложить альтернативы поведения. И научить извиняться.

По материалам сайта www.inter-pedagogika.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru