ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
День учителя истории
Размышления о смысле и цели
преподавания истории, высказанные кандидатом
педагогических наук, учителем московской
гимназии № 1514 Михаилом Левитом и постоянным
автором газет «Первое сентября» и «История»
Анатолием Берштейном, стали своеобразным
философским стержнем дня для марафонцев.
– Есть ли смысл покупать бесчисленные методички
и новые учебники, спорить о необходимости ЕГЭ,
если учитель-историк не задумывается
профессионально о том, зачем преподавать историю
детям? – вопрошал зал Анатолий Берштейн.
– А как же тогда совместить рассуждения о смысле
истории с тестами по ЕГЭ? – недоумевали
собравшиеся.
– Давайте воспарим над школьным бытом, –
отшучивался Михаил Левит. – Задумаемся о сути
нашего ремесла, а не о проблемах отчетности. Ведь
история, пожалуй, единственный школьный предмет,
обладающий громадным воспитательным
потенциалом. С помощью истории можно развивать
человека, помогать ему осознавать себя, если не
изучать прошлое в экономических и политических
аспектах, а исследовать частную жизнь людей
разных эпох, их образ мышления. Каждое
историческое событие уникально, единично, как и
каждый отдельный человек. И значит, история может
стать тем школьным предметом, который
способствует построению уникальной личности
подрастающего человека. Главное – научить его
всматриваться в жизненные сценарии разных людей
прошлого и через эту призму помочь выстроить
свой собственный путь, позволить детям
самостоятельно извлекать поучительные уроки из
прошлого.
Но для многих учителей большее беспокойство
вызывает вопрос: смогут ли дети поступить в
институт? Именно об этом шел разговор сначала с
академиком Леонидом Боголюбовым в
Дополнительном зале, а потом продолжился на
«круглом столе» (ведущий – доктор
педагогических наук Евгений Вяземский),
посвященном проблемам профильного
исторического образования старшеклассников.
Выяснилось, что превращать два последних
школьных года в два первых университетских – не
выход, поскольку у науки «история» и школьного
предмета с тем же названием совершенно разные
задачи. Кроме того, особый способ преподавания
истории требуется найти не только для
гуманитариев, поступающих на исторические
факультеты, но и для будущих естественников,
экономистов, математиков. У каждого, оказывается,
может быть «своя» история.
Огромный интерес у марафонцев вызвал открытый
урок «Великая Отечественная война». Его провела
московская учительница Галина Семшова вместе с
юными коллегами по школьному музею боевой славы
одиннадцатиклассниками строгинской школы № 1619.
С каждым годом война и память о ней уходят все
дальше. Для большинства школьников Великая
Отечественная война незаметно встала в ряд
крупных, но безликих исторических событий…
Молодой человек, участник открытого урока,
читает вслух всему залу сорок строчек из
учебника истории, в них уместилась вся Курская
битва. Можно ли за ними увидеть пылающие танки
Прохоровки, страдания и смерть конкретного
воина? Ученикам остаются лишь сухие цифры и общие
фразы. Чтобы история не превращалась в
статистику, урок должен ожить, справедливо
считает Галина Владимировна. И личные мысли и
чувства учеников в этом процессе сотворения
образа исторического события абсолютно
необходимы. Как это сделать? Например, с помощью
практики в школьном музее, где занимаются
большинство ребят, сидящих на сцене.
К счастью, многим учителям самим интересно
разбираться в тайнах прошлого, а не думать без
конца лишь о том, как научить детей запоминать и
пересказывать исторические факты или как
готовиться к экзаменам в вуз. Поэтому так кстати
пришлась в конце дня лекция профессора
Государственной академии славянской культуры
Александра Ужанкова о святом князе Александре
Невском. Для многих марафонцев поворот
повествования оказался неожиданным. Привычные
представления о княжеской власти, выстроенные с
точки зрения человека двадцать первого века,
вдруг как-то сами собой рассыпались, уступив
место суждениям людей века тринадцатого,
современников князя. Хорошо бы именно так учить
детей истории: не столько увязывать причины и
следствия исторических событий, сколько
пытаться реконструировать сознание людей
прошлых эпох, смотреть на их время их же глазами.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|