ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
День учителя литературы
Этот день на педагогических марафонах
всегда был одним из самых напряженных и
проблемных. Традицию продолжил и марафон-2005.
Собравшиеся в Доме учителя педагоги
заинтересованно и конструктивно обсудили самые
насущные проблемы преподавания литературы в
школе.
Круглый стол «ЕГЭ и проблема выпускных
экзаменов-2005» вышел за рамки, обозначенные в
названии. Педагоги аргументированно, резко
говорили о крайне тревожной ситуации, которая
сложилась сегодня не только с выпускными
экзаменами по литературе, но и с самим
преподаванием этого важнейшего предмета
школьного курса. Выступающие были едины во
мнении, что подлинная задача учителя литературы
– сформировать вдумчивого читателя, умеющего
обращаться с текстом и имеющего потребность
обращаться к тексту. Как же так получилось, что
эту принципиальную задачу отодвинула на второй
план совсем другая, по сути, мелкая и частная, и
проблема «сдавания» подменила собою проблему
преподавания?
Зинаида Блинова, учительница из поселка Зима
Владимирской области, в своем выступлении
настаивала на том, что литература помогает
ученику выжить и сохранить в себе человечность:
«При изучении литературы дети занимаются собой,
примеривают прочитанное на себя, равняются на
высокие нравственные образцы. Сегодняшняя жизнь
требует умения компетентно высказываться и
строить доказательные тексты. Поэтому именно
сочинение, этот опыт создания самостоятельных
текстов, как никогда, необходим». Блиновой
энергично возражал заслуженный учитель РФ Лев
Айзерман: «Школьное сочинение давно перестало
быть творчеством, оно хуже ЕГЭ и изложения,
превратилось в отписку по образцам и шпаргалкам.
Бороться против ЕГЭ ради сочинения не стоит, этот
жанр утратил смысл. Мы должны отдавать себе
отчет: заставлять детей читать под угрозой
экзамена – безнадежное дело. Для экзамена они
будут читать краткие пересказы, оболваниваться
на курсах подготовки к сочинению. Мой опыт
показывает, что лучше всего дело с литературой
идет там, где у детей не будет сочинения и предмет
этот сдавать не придется».
Но исключение литературы из сферы действия ЕГЭ
приведет к тому, что этот предмет вообще уйдет из
школьного курса. ЕГЭ профанирует преподавание
литературы как литературы, а отказ от ЕГЭ
окажется отказом от литературы в школе.
Замкнутый круг!
Что же делать? Учителя и методисты не раз
цитировали стихи, очень уж подходящие к ситуации
с ЕГЭ: то дона Аминадо – «Так уж худо, что конец! А
глядишь, назавтра – хуже!», то Александра Блока –
«Да только замучит, проклятый, //Ни в чем не
повинных ребят, //Годами рождений и смерти, //И
ворохом скверных цитат».
Но выступавшие не ограничивались жалобами. Они с
пониманием говорили о том, что порочный круг не
удастся разорвать, пока учителя не почувствуют
себя реальной силой, субъектами гражданского
действия, способными изменить нетерпимое
положение.
Потенциал для этого есть. И хотя политика
Министерства образования привела к отчетливо
негативным последствиям в деле преподавания
литературы в школе, творчество
учителей-словесников не иссякло. С огромным
подъемом прошли занятия в мастер-классе учителя
московской школы № 57 Юлия Халфина
«Художественный мир Тургенева и его изучение в
школе» и представление «Школьного поэтического
театра», где выступили победители Московского
городского конкурса учащихся.
Полные залы собрали встречи с представителями
издательства «Просвещение», «Дрофа», «Русское
слово». Издательство «Просвещение» порадовало
словесников замечательной новостью: знаменитый
исследователь творчества Достоевского Сергей
Белов начал работу над словарем языка
Достоевского.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|