ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
День учителя русского языка
Кому давно все скучно, тот сидел дома.
Люди вопрошающие заполнили залы Московского
Дома учителя до отказа. Что-то записывали,
расхватывали раздаточные материалы, во всем
принимали участие, ввязывались в дискуссии –
благо среди слушателей было немало известных
лингвистов и методистов, друзей газеты «Русский
язык» и ее главного редактора Людмилы Гончар.
Леонид Крысин, заместитель директора Института
русского языка РАН, прочел лекцию на тему «Что
происходит в русском языке». Оказывается, мало
отмахнуться от слов-паразитов типа: «типа»,
«конкретно», «как бы». Нужно понять явления,
которые их породили. Вот увеличивается
количество обездоленных людей, их речь так же
груба, как их жизнь. Тут не язык виноват. Надо
помнить, откуда мы, где мы. В большинстве стран
территориальный диалект пользуется большим
социальным престижем, а у нас другая языковая
традиция.
Лидия Тростенцова рассказала о школьном курсе
синтаксиса в новых учебниках для 8 и 9 классов.
Настрой авторов необычен: дети должны понять, что
синтаксические структуры отражают внеязыковую
действительность – тревожность или радость,
подавленность или восторг. Среди заданий,
обеспечивающих понимание позиции авторов, были и
такие: сравнить черновую и окончательную
редакции пушкинской фразы, объяснить
преимущества избранной конструкции.
Галина Хлебинская, учитель русского языка
московской школы №1511, вела семинар «О школьных
учебниках по русскому языку для
старшеклассников». В старших классах, считает
Хлебинская, предпочтительнее самостоятельная
индивидуальная работа учащихся. Девиз учителя:
«Не на уроке!» Для закрепления правописных
навыков предлагаются комплексные задания к
текстам. Орфографическая, пунктуационная и
лексическая работы не разделяются в практике
учащихся. Интересный момент: материалы к
упражнениям берутся из репертуара заданий
Бауманского и других ведущих университетов
страны.
Ольга Чупашева, преподаватель Мурманского
государственного университета, собрала
любителей теории языка. Под руководством
ученого-синтаксиста учителя разбирались в
трудных случаях анализа грамматической основы.
Светлана Абрамова, учитель русского языка
московской школы № 1511, рассказала об
исследовательской работе школьников. Но не
давала методику, а стремилась разобраться в
более тонких аспектах явления. Как выбирается
тема и почему часто избирается лексический
материал, а синтаксический – почти никогда?
Отчего работа с проектором менее эффективна, чем
предварительная раздача листов с основными
положениями работы? Были названы три кита
школьного исследования: искренность,
добровольность и энтузиазм.
Иван Громов учит русскому языку детей села
Малышево Владимирской области. Тема «Структура и
способы подачи заданий по русскому языку»
оказалась настолько актуальной, что на закрытии
дня это выступление было выделено как лучшее. А
идея простая. Сначала артистизм, игра,
сообразительность: «лингвистическое сложение»,
«лингвистическое вычитание» или адаптированная
к словообразованию «китайская рулетка». И только
потом – суждение, письмо. Самое опасное, считает
Иван Громов, убить в ребенке азарт исследователя
слова.
Инна Кленицкая, учитель русского языка, начала
разъяснять основы грамотного письма с гимна
чтению. Раздала списки интересных для младших
подростков книг, рассказала об организации
чтения в классе.
Ирина Цыбулько, научный сотрудник Федерального
института педагогических измерений и
Лаборатории обучения русскому (родному) языку
ИСМО РАО, рассказала о ЕГЭ-2005. Теперь аттестуемых
будут просить выполнить как можно больше из
предложенных заданий и набрать максимальное
число баллов.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|