ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
День школьной администрации.
Безопасности школы и здоровьесберегающих
технологий
Программа получилась очень напряженной,
насыщенной и разнообразной. На пяти площадках
собравшиеся слушали лекции, принимали участие в
«круглых столах» и мастер-классах, а в шестом
зале работала выставка-продажа
учебно-методической литературы ведущих
издательств.
Содержание дня было выстроено по
проблемно-тематическому принципу. Целый блок
занятий посвятили работе образовательных
учреждений в новых условиях, складывающихся как
по логике самой жизни, так и по воле
законодателей, чьи намерения понять зачастую
очень трудно, а то и невозможно. Лекция ректора
Академии социального управления Марка
Мусарского «Образовательные учреждения в новых
условиях финансирования» и круглый стол «Должна
ли школа быть конкурентной?», проведенный Ефимом
Рачевским, директором Центра образования № 548
«Царицыно», были посвящены тем подчас очень
суровым реалиям, в каких вынуждена развиваться
современная школа. Например, ЕГЭ, который с 2006/07
учебного года предполагается окончательно
ввести в образовательную практику, ставит перед
старшей школой абсурдный вопрос: а зачем она
вообще нужна, если появилось множество курсов
подготовки к ЕГЭ? Ученики уже отмахиваются: «Да
зачем мне школа, я лучше на курсы пойду, ведь
главное – отстреляться по ЕГЭ!» Но учителя-то не
могут отмахнуться от учеников, они должны
отвечать на их вопросы и сомнения.
Нелегкое положение директоров, методистов и
учителей усугубляется еще и тем, что ценности и
приоритеты современной школы и образовательной
политики прояснены недостаточно. Евгений Ямбург,
директор Центра образования № 109, очень
эмоционально доказывал, что сокращение программ,
введение платного образования станет, по
существу, началом развала государства, потому
как любое покушение на школу – это покушение на
несущую государственную опору: «Мы должны
отдавать себе отчет, что школа сейчас осталась
единственным общественным институтом,
транслирующим подлинную, глубинную культуру». Но
ведь мы постоянно слышим, что необходимость
сокращения программ оправдывают непосильными
перегрузками учащихся. «Когда мы говорим, что
ребенок перегружен, – не менее страстно возражал
заведующий кафедрой психологии личности МГУ
профессор Александр Асмолов, – мы опять “ищем
под фонарем”, а не там, где проблема на самом
деле, – в мотивации. Где есть мотивация, интерес,
увлеченность, там нет перегрузок».
Нежелание ребенка учиться может быть связано и с
тем, что в школе ему физически тяжело, неудобно,
мучительно, утомительно. Проблемам сохранения
здоровья учащихся были посвящены лекции
профессора, директора по науке Института
возрастной физиологии Валентина Сонькина
«Здоровьесберегающая школа: проблемы и пути
решения» и сотрудника Института гигиены и охраны
здоровья детей и подростков РАМН Марины
Степановой «Здоровьесберегающие основы
образовательного процесса в современной школе».
Ребенок проводит в школе треть своей жизни,
задача педагогов – научить его такому поведению,
которое способствовало бы сохранению и
укреплению его здоровья, и не создавать условий,
которые могли бы повредить детскому здоровью. «А
мы создаем, вот ведь в чем беда!» Недостаток
движения, многочасовая неподвижность вредно
сказываются на самочувствии всех школьников, а
на здоровье самых маленьких в особенности. Но в
последние годы родители все чаще отправляют
малышей в первый класс, не считаясь с тем, что они
еще не готовы к школе.
Страшные события, произошедшие в этом учебном
году в разных регионах страны, вынудили
поставить на повестку дня вопрос о кризисных,
катастрофических ситуациях в школьных стенах.
Поведению директора в критических
обстоятельствах была посвящена лекция директора
Центра экстренной психологической помощи
Екатерины Бурмистровой «Психологическая
безопасность в образовательной среде».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|