Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ

Прекрасные сны человечества
В России вышла уникальная книга об опере

«Это издание многие ждали на протяжении всей собственной жизни» – такие слова прозвучали на презентации, посвященной выходу в свет книги «Хроника мировой оперы» Михаила Мугинштейна. Правда, пока вышла лишь первая часть монументального труда, но и она довольно внушительна и может быть воспринята отдельно. В целом «Хроника мировой оперы», выпущенная в Екатеринбурге издательством «У-Фактория», представляет собой единственную в своем роде русскоязычную оперную энциклопедию, статьи в которой расположены не по алфавиту, а по хронологии (что отражено в названии), визуализируя необходимый автору исторический контекст. А повествуя о каждом шедевре, автор следует от произведения к воплощению, поэтому значительная часть книги отводится статьям о драматургии и сведениям о постановках.
Михаил Львович Мугинштейн – основатель Центра музыкального театра в Екатеринбурге (Гуманитарный университет), профессор Уральской консерватории, инициатор создания и председатель жюри российской оперной премии «Casta Diva», известный авторитетный оперовед – трудился над первой частью «Хроники» восемь лет. Выходом книги он изначально намеревался отметить 400-летие оперы (считать от рождения на свет в 1600 году «Эвридики» Пери). Так возникло число, вошедшее в подзаголовок книги: «400 лет – 400 опер – 400 интерпретаторов», из которых в первой части представлена лишь половина – 200 опер до 1850 года, времени «Лоэнгрина» Вагнера, «Геновевы» Шумана и «Стиффелио» Верди. Вторую часть Мугинштейн обещает опубликовать в ближайшие годы.
В отличие от участников презентации «Хроники» автор этих строк не называла бы ее первой оперной энциклопедией в России. Шесть лет назад в издательстве «Композитор» вышел энциклопедический словарь «Опера» Евгения Цодокова, автора известного интернет-портала www.OperaNews.ru («Все об опере»). Словарь не претендует, как говорится в предисловии, на исчерпывающую полноту, однако его значение трудно переоценить – он уже стал настоящим помощником для многих любителей и профессионалов. Цодоков в свою очередь упоминает и прежние опыты подобного рода – например, «Краткий оперный словарь» А.Гозенпуда, вышедший в 1989 году в Киеве и включающий более 200 опер. «Хроника» Мугинштейна имеет перед ними массу преимуществ.
«Хроника мировой оперы» Мугинштейна (первая часть) включает ряд автономных разделов: «Опера» – 200 произведений от 1600 до 1850 года; «Композиторы» – 86 статей; «Интерпретаторы» – 250 персоналий (певцы, дирижеры, режиссеры и сценографы). Далее следуют словник на 2000 персонажей и их партий, алфавитный указатель на 2700 имен. Одно «но» – напрасно автор и издатели проигнорировали простое словосочетание «часть первая»: указав его на титульном листе (а не в тексте введения), они сняли бы целый ряд вопросов потенциального покупателя, взявшего книгу с полки.
После синопсиса каждой оперы Мугинштейн дает оригинальную авторскую аннотацию к произведению с историческими, культурологическими, искусствоведческими, философскими выкладками. Затем представляет максимально полный список записей (аудио и видео) произведения и его сценических версий (по состоянию на июнь 2004 года) с краткими комментариями. Эксклюзивные особенности «Хроники»: для каждого произведения указан состав оркестра времени его создания и хронометраж; издание снабжено богатыми цветными и черно-белыми иллюстрациями (около 1000) и компакт-диском (30 показательных фрагментов в исполнении корифеев мировой оперной сцены, от Шаляпина записи 1908 года до Барбары Бонни 2001-го). Ничего подобного по масштабу в России действительно доселе не предпринималось. Радость по поводу всего этого роскошества омрачает лишь неподъемная цена экземпляра.
В отличие от традиционных, коллективно написанных энциклопедий «Хроника» дышит субъективизмом. Но именно он и определяет лицо и характер книги. А отменный вкус, эрудиция автора и современный взгляд на искусство, а также аргументированный выбор произведений из огромного мирового фонда вызывают интерес и уважение. Только глубокие знания и пламенная страсть к опере, которая, по признанию Мугинштейна, в нем пылает гораздо ярче любви к женщинам, обусловливают появление на страницах «Хроники» раритетов, о которых у нас даже слышали очень немногие. И каждый шедевр автор пестует как диковинный цветок, называя обожаемый жанр «прекрасными снами человечества».
Специфичность «Хроники», пожалуй, довод в пользу того, что она вряд ли предназначена для широких масс, что бы ни говорили доброжелательные рецензенты. Но для истинных оперофилов и специалистов всех мастей она может стать действительно незаменимой и увлечь столь любовно и увлекательно рассказанной историей того, что Ромен Роллан называл «самым оригинальным созданием современной цивилизации»...

Татьяна ДАВЫДОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru