КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ
Прекрасные сны человечества
В России вышла уникальная книга об опере
«Это издание многие ждали на протяжении
всей собственной жизни» – такие слова
прозвучали на презентации, посвященной выходу в
свет книги «Хроника мировой оперы» Михаила
Мугинштейна. Правда, пока вышла лишь первая часть
монументального труда, но и она довольно
внушительна и может быть воспринята отдельно. В
целом «Хроника мировой оперы», выпущенная в
Екатеринбурге издательством «У-Фактория»,
представляет собой единственную в своем роде
русскоязычную оперную энциклопедию, статьи в
которой расположены не по алфавиту, а по
хронологии (что отражено в названии),
визуализируя необходимый автору исторический
контекст. А повествуя о каждом шедевре, автор
следует от произведения к воплощению, поэтому
значительная часть книги отводится статьям о
драматургии и сведениям о постановках.
Михаил Львович Мугинштейн – основатель Центра
музыкального театра в Екатеринбурге
(Гуманитарный университет), профессор Уральской
консерватории, инициатор создания и
председатель жюри российской оперной премии «Casta
Diva», известный авторитетный оперовед – трудился
над первой частью «Хроники» восемь лет. Выходом
книги он изначально намеревался отметить
400-летие оперы (считать от рождения на свет в 1600
году «Эвридики» Пери). Так возникло число,
вошедшее в подзаголовок книги: «400 лет – 400 опер –
400 интерпретаторов», из которых в первой части
представлена лишь половина – 200 опер до 1850 года,
времени «Лоэнгрина» Вагнера, «Геновевы» Шумана и
«Стиффелио» Верди. Вторую часть Мугинштейн
обещает опубликовать в ближайшие годы.
В отличие от участников презентации «Хроники»
автор этих строк не называла бы ее первой оперной
энциклопедией в России. Шесть лет назад в
издательстве «Композитор» вышел
энциклопедический словарь «Опера» Евгения
Цодокова, автора известного интернет-портала
www.OperaNews.ru («Все об опере»). Словарь не претендует,
как говорится в предисловии, на исчерпывающую
полноту, однако его значение трудно переоценить
– он уже стал настоящим помощником для многих
любителей и профессионалов. Цодоков в свою
очередь упоминает и прежние опыты подобного рода
– например, «Краткий оперный словарь»
А.Гозенпуда, вышедший в 1989 году в Киеве и
включающий более 200 опер. «Хроника» Мугинштейна
имеет перед ними массу преимуществ.
«Хроника мировой оперы» Мугинштейна (первая
часть) включает ряд автономных разделов: «Опера»
– 200 произведений от 1600 до 1850 года; «Композиторы»
– 86 статей; «Интерпретаторы» – 250 персоналий
(певцы, дирижеры, режиссеры и сценографы). Далее
следуют словник на 2000 персонажей и их партий,
алфавитный указатель на 2700 имен. Одно «но» –
напрасно автор и издатели проигнорировали
простое словосочетание «часть первая»: указав
его на титульном листе (а не в тексте введения),
они сняли бы целый ряд вопросов потенциального
покупателя, взявшего книгу с полки.
После синопсиса каждой оперы Мугинштейн дает
оригинальную авторскую аннотацию к произведению
с историческими, культурологическими,
искусствоведческими, философскими выкладками.
Затем представляет максимально полный список
записей (аудио и видео) произведения и его
сценических версий (по состоянию на июнь 2004 года)
с краткими комментариями. Эксклюзивные
особенности «Хроники»: для каждого произведения
указан состав оркестра времени его создания и
хронометраж; издание снабжено богатыми цветными
и черно-белыми иллюстрациями (около 1000) и
компакт-диском (30 показательных фрагментов в
исполнении корифеев мировой оперной сцены, от
Шаляпина записи 1908 года до Барбары Бонни 2001-го).
Ничего подобного по масштабу в России
действительно доселе не предпринималось.
Радость по поводу всего этого роскошества
омрачает лишь неподъемная цена экземпляра.
В отличие от традиционных, коллективно
написанных энциклопедий «Хроника» дышит
субъективизмом. Но именно он и определяет лицо и
характер книги. А отменный вкус, эрудиция автора
и современный взгляд на искусство, а также
аргументированный выбор произведений из
огромного мирового фонда вызывают интерес и
уважение. Только глубокие знания и пламенная
страсть к опере, которая, по признанию
Мугинштейна, в нем пылает гораздо ярче любви к
женщинам, обусловливают появление на страницах
«Хроники» раритетов, о которых у нас даже слышали
очень немногие. И каждый шедевр автор пестует как
диковинный цветок, называя обожаемый жанр
«прекрасными снами человечества».
Специфичность «Хроники», пожалуй, довод в пользу
того, что она вряд ли предназначена для широких
масс, что бы ни говорили доброжелательные
рецензенты. Но для истинных оперофилов и
специалистов всех мастей она может стать
действительно незаменимой и увлечь столь
любовно и увлекательно рассказанной историей
того, что Ромен Роллан называл «самым
оригинальным созданием современной
цивилизации»...
Татьяна ДАВЫДОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|