КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
«ЗОЛОТАЯ МАСКА»–2005
Ирина Пегова родилась в городе Выксе
Нижегородской области. Мечтала стать певицей и
даже пела на эстраде, изъездив с гастролями всю
губернию. В конце концов все же передумала и
поступила в Нижегородское театральное училище,
хотя до этого о театре знала только понаслышке.
Потом она стала одной из тех, кому
посчастливилось учиться в ГИТИСе у Петра
Фоменко. Ирине и еще нескольким ее сокурсникам
повезло вдвойне: они стали актерами его
знаменитой «Мастерской». Молодая актриса вовсе
не потерялась на фоне знаменитых «стариков»
этого театра. В ее активе – роли в спектаклях
«Фро», «Одна абсолютно счастливая деревня»,
«Война и мир», «Белые ночи», «Волки и овцы»,
«Варвары», «Безумная из Шайо». Ее
индивидуальность не прошла мимо внимания
кинорежиссеров. Алексей Учитель пригласил ее
сняться в «Прогулке» и не прогадал: за эту роль
Пегова отхватила престижную кинопремию «Золотой
орел», а теперь вот претендует и на главную
национальную театральную премию «Золотая
маска». Правда, не за заслуги на ниве родной
«Мастерской П.Фоменко», а за роль Сони в «Дяде
Ване», поставленном ее сокурсником Миндаугасом
Карбаускисом в Театре Табакова. Впрочем, слово
«претендует» вряд ли применимо к Ирине. Она, как и
все «фоменки», равнодушна к регалиям и считает,
что всяческие премии и награды – это очень
опасная штука.
Ирина Пегова: “Забыть все прошлые
удачи”
Актриса считает, что премии и награды –
опасная штука
– «Мастерская Фоменко» особенно в
первые годы ассоциировалась у зрителя с четырьмя
актрисами-звездами. Вам не страшно было идти
туда, зная, что пробиваться будет нелегко?
– А где сейчас легко пробиваться?! Я не завидую
молодым актрисам, которые идут показываться в
театры. По-моему, ничего страшнее придумать
нельзя. Но мне и Наташе Курдюбовой повезло: нас
Петр Наумович взял в театр, и нам не пришлось
проходить через унижение этих показов. Кстати,
мои однокурсницы, которых не взял Фоменко, в
театрах не работают. Потому что представить себя
после курса Петра Наумовича в любом другом
театре просто невозможно. Это другая планета,
другой язык. Я поработала в другом театре и
поняла, как это сложно.
– Но теперь-то, слава Богу, вы стали одной из
ведущих актрис, снимаетесь в кино, получаете
призы, премии. Вот и на «Золотую маску»
номинированы.
– Это ужасно!
– Почему?
– Потому что опасно. Нет, звездная болезнь мне не
грозит. Но после премий и наград может появиться
чувство, что некуда больше стремиться. А для
актера главное – не останавливаться и иметь
какие-то цели. И еще важно забыть все прошлые
удачи и аплодисменты. Этому нас учили и Фоменко, и
Женовач. Надо каждое дело начинать с нуля.
– Как вы считаете, удалось ли вам за почти
четырехлетний срок работы в «Мастерской
Фоменко» сыграть роль или роли, адекватные вашим
потенциальным возможностям?
– Таких было две. Первая – в спектакле «Фро» по
Андрею Платонову, он был поставлен еще в
институте. Мы его перенесли в «Мастерскую»,
съездили даже на гастроли во Францию, но потом по
разным причинам сняли. Мне посчастливилось
сыграть в «Войне и мире», правда, это был ввод на
роли Ксении Кутеповой – Лизы Болконской и Сони.
Мне есть что пробовать в этих ролях, то есть
постоянно идет какая-то внутренняя работа, и это
меня очень радует.
– Вам пришлось вводиться на роли Ксении
Кутеповой. Но ведь вы совершенно разные актрисы.
Берете ли вы что-то друг у друга, а может быть,
наоборот, стараетесь сыграть совершенно иначе?
– Мне кажется, что два состава в театре – это
очень больной вопрос. Мне кажется, такого не
должно быть в принципе. Конечно, я взяла у Ксении
ее рисунок роли и ее перспективу. Но героини у нас
получились разные. И, например, моя Соня – мне
ближе, чем Ксюшина, а Лиза у Ксюши мне больше
нравится, чем у меня. И мне в этом смысле еще расти
и расти. Кстати, Фоменко, вводя других актрис на
роли каких-то персонажей, намеренно делает их
разными. В других театрах я видела абсолютно
одинаковых исполнительниц, и это, по-моему,
неинтересно.
– Роли в «Одной абсолютно счастливой деревне» и
«Фро», казалось, были просто предназначены для
вас. А как вы справлялись с аристократками в
«Войне и мире»? Что должно произойти в организме
актрисы, чтобы она почувствовала не близких
своей индивидуальности персонажей?
– Я по знаку Зодиака «Близнец». Поэтому во мне
живет много разных людей, с которыми я борюсь,
спорю. И все же пытаюсь выстроить из себя какую-то
одну личность. Но в каждом персонаже все же ищу
частичку самой себя. А потом постепенно ращу в
себе эту частичку, и получается образ. Я –
характерная актриса, поэтому для меня нет этой
проблемы – сыграть какого-то человека из того
или иного слоя общества.
– Как-то раз вы сказали, что кино – это искусство
не столь же высокого уровня, как театр.
– Это разные виды искусства. Но если рассуждать с
актерских позиций, то для меня, например, сложнее
играть в театре. Потому что каждый вечер,
невзирая на свои проблемы, ты обязан играть на
должном уровне. Но иногда не получается, и
исправить что-то уже невозможно. А в кино можно
сделать 25 дублей и добиться такого варианта,
который всех устраивает. И это облегчает
актерскую работу. Порой в кино есть что-то
нечестное: режиссер может взять любого человека
со стороны, даже не актера, и он так выполнит твои
команды, что никто и не заподозрит, что это не
актер. Это нечестно потому, что есть
профессионалы, которые должны этим заниматься.
Кроме того, в театре возможна условность, а
следовательно, большее поле для фантазии
зрителя. Кино, несмотря на свои неограниченные
возможности, все же беднее в этом смысле.
– Не появилось ли после нашумевшей «Прогулки»
желание сниматься все больше и больше?
– Нет. Правда, предлагают, но все больше в формате
сериала. Мне в эту атмосферу окунаться не
хочется. Конечно, если попадется хороший
режиссер и хороший сценарий, я с удовольствием
пойду. Но жажды засветиться везде у меня нет.
Лучше сыграть за свою жизнь три хорошие роли, чем
пятьдесят средненьких.
– Ну, теперь – о самом главном. Спектакль «Дядя
Ваня», в котором вы сыграли Соню, стал номинантом
«Золотой маски». Как, впрочем, и главные
исполнители. Как получилось, что вы вдруг (первой
из «фоменок») пошли на сторону? Вас по блату
пригласил Миндаугас Карбаускис?
– Нет-нет. Наоборот, мы с Миндаугасом всегда были
в напряженных отношениях. Учась в институте, даже
год не разговаривали. Пригласил меня Олег
Павлович Табаков. Он хорошо меня знал в свое
время, когда я заканчивала ГИТИС, даже звал меня к
себе в театр.
– Не было ли у вас трепета: одно дело –
сверстники в родной «Мастерской», а другое –
мэтры: Табаков, Плотников, Назаров?
– Я отношусь к этому спокойно. Какого-то
особенного трепета не было. Наоборот, я боялась
разочароваться в этих крупных личностях, которых
раньше видела только со стороны. Я боялась: а
вдруг не понравятся, вдруг не сработаемся? Слава
Богу, не разочаровалась.
– А в чеховской Соне не разочаровались? Раньше вы
ее тоже знали издалека, а теперь столкнулись нос
к носу, сердце – к сердцу?
– Соня вообще не вписывалась в мои планы, ее
никогда не было в списке моих мечтаний. Поэтому
разочарования не было, ведь изначально не было
какой-то дикой любви.
– А сейчас любовь появилась?
– Да! И думаю, что она будет развиваться. Надеюсь,
что каждый раз мы будем все больше и больше
любить друг друга. Или скорее соединяться друг с
другом. А может быть, иногда будем расходиться.
Для живого спектакля и живого актера это
нормально. Если актер «живой», то он каждый раз
будет находиться со своим персонажем на разных
дистанциях. Каждый раз ведь ищешь.
– Часто образ Сони воспринимается достаточно
пессимистически, несмотря на то, что она обещает
дяде Ване «небо в алмазах». В вашей, по-моему,
присутствует оптимизм, она верит в будущее?
– Да, наверное. Но это коварный вопрос. То, что я
думаю об этом персонаже, то, что делаю на сцене, и
то, что видит зритель, – это три разные вещи. А то,
что хотел сделать режиссер – это четвертая.
Поэтому мы с вами говорим не на равных: я сужу
изнутри, а вы – как зритель. Вот, например, многие
не восприняли мои косы в этой роли. И то, что
Марина Зудина – Елена Андреевна таскает меня за
косы, некоторым людям показалось ужасным. Другие,
наоборот, увидели в этом какой-то особый смысл. Я
думаю, что Соня – чистый человек, не умеющий
врать. У нас жизнь совсем другая: приходится и
врать, и злиться, и ругаться. Поэтому каждый раз,
играя Соню, приходится заново настраиваться на
нее, учиться с ней говорить. Иногда не
получается...
Вопросы задавал
Павел ПОДКЛАДОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|