КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
Четыре “Сезара” в одни руки
Выбор французских киноакадемиков
В тени отшумевшей ночи вручения 77-го
«Оскара» почти незаметно прошла другая подобная
церемония – вручение «Сезаров», премий
Французской академии искусства и техники кино.
Как многое в мире кино, эти два события связаны
между собой. Даже сходство названий премий не
совсем случайно. «Сезар» получил название
легитимным образом: его автор – крупнейший
французский скульптор Сезар. Однако именно
созвучие с «Оскаром» подтолкнуло Жоржа Кравенна,
основателя и первого президента Французской
киноакадемии, к тому, чтобы увековечить фамилию
друга в названии премии. «Пять букв так хорошо
рифмовались, – признавался Кравенн, – что
рождение второго было неизбежно на благо и
продвижение кино, во всяком случае в Европе».
По примеру американского собрата, немало
покочевавшего по кинозалам Голливуда, «Сезары»
не раз меняли залы, но всегда это были всемирно
известные места Парижа – театр Ампир, зал
Плейель, Пале де Конгре, театр Шанз-Элизе.
Нынешнее вручение состоялось в музыкальном
театре Шатле. Отдают дань традиции и постоянству:
все 30 лет завершающий официальную часть
гала-ужин неизменно проходит в знаменитом
ресторане Фуке.
За два года руководство киноакадемии провело
реформу, которая, по его мнению, должна дать новый
импульс. Теперь французские деятели кино платят
ежегодный взнос 50 евро, подобно тому как обязаны
заплатить 250 долларов все голосующие члены
Американской киноакадемии, подтверждая этим
незначительным взносом не только свое право, но и
желание участвовать в выборе. Благодаря
структурным переделкам академия принадлежит
теперь только кинематографистам, и никакие
частные инвесторы не могут претендовать на
участие в ее делах. Но главное, в чем она следует
за Американской киноакадемией, это ее
демократизм: в голосовании принимают участие
«все люди кино, маленькие и большие».
Но миссии президента церемонии в Париже
удостаиваются лишь самые признанные и уважаемые
актеры. Список их открывает Жан Габен, он вел
первую церемонию в 1976-м и своим великолепием и
свободой навсегда задал тон этому спектаклю.
Но и дальнейший список превосходен – праздник
вели Лино Вентура, Жанна Моро, великий Шарль
Ванель, Жан Маре, Ив Монтан, Симона Синьоре, а
позднее Катрин Денев, Марчелло Мастроянни, Ален
Делон, Жерар Депардье, Анни Жирардо. В прошлом
году хозяйкой вечера была Фанни Ардан.
«Сезар» этого года прошел под председательством
Изабель Аджани. Одетая в розовое платье в стиле
ампир, она тем не менее открыла вечер так, как
подобало в нынешней напряженной ситуации:
обратилась с призывом от имени
кинематографистов освободить всех заложников и
осудить антисемитизм, проявления которого
множатся и не могут не тревожить европейцев, в
частности французов.
По номинациям было два безусловных лидера:
суперпродукция французского филиала Уорнер
«Долгое воскресенье помолвки» Жан-Пьера Жёне и
«Хористы» Кристофа Баратье (12 и 10 номинаций). Но
оба фаворита должны были довольствоваться не
основными премиями, хоть их и набралось целых
семь.
Еще одна неожиданность: два «Сезара» фильму
«Когда море поднимается», один – Иоланде Моро
как лучшей актрисе, второй – ей же совместно с
Жилем Портом за дебют.
Ко всеобщему удовольствию, «Сезар» за мужскую
роль достался Матье Амальрику в фильме «Короли и
королева» Арно Деплешена – захватывающей смеси
грустной любовной драмы и бурлеска, с героями,
погруженными в собственное одиночество.
С некоторых пор, отвечая на призывы времени,
отмеченные определенным «европоцентризмом»,
кроме номинации за иностранный фильм французы
ввели премию за лучший европейский фильм. В этом
году впервые в одной номинации победили два
фильма – «Только один поцелуй» англичанина Кена
Лоуча и «Жизнь – это чудо» Эмира Кустурицы
(Югославия). Лучшим иностранным фильмом признали
«Трудности перевода» Софии Коппола (на
Московском фестивале по той же категории его
обошел фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы»).
У «Сезара» есть свои пристрастия и любимцы. Когда
вспоминаешь почетный список, где можно встретить
и итальянцев, и англичан, и испанцев, и поляков, и
японцев, но где преобладают все же пришельцы из
Голливуда, начинаешь сомневаться в столь
распространенном повсюду мнении об
антиамериканизме французов. Правда, среди этих
избранников-американцев большая часть с
«европейским» акцентом – начиная с Орсона
Уэллса (он был президентом церемонии в 1982 году) и
кончая Клинтом Иствудом, чья карьера началась с
творческого контакта с итальянцами в
«спагетти-вестернах». Нынешний триумфатор
«Оскара» не далее как в прошлом году удостоился
премии за фильм «Таинственная река». Между этими
двумя именами – лауреаты, номинанты, президенты
и участники церемонии. Джерри Льюис вручал
почетного «Сезара» Луи де Фюнесу. В разные годы
номинантами были Форман, Коппола, Спилберг и
Стенли Кубрик. За три десятилетия только один
русский фильм – «Возвращение» Андрея Звягинцева
– был номинирован на французскую премию в
прошлом году. И тогда же картина бывшей
ассистентки Отара Иоселиани Жюли Бертучелли «С
тех пор, как Отар уехал», снятая в Тбилиси и
Париже с французскими и грузинскими актерами,
получила «Сезара» за дебют в художественном
кино.
Главная неожиданность года – это успех ленты
тунисца Абдельлатифа Кешиша «Уклонение». Она
получила сразу четыре наиболее значимых
«Сезара» – за лучший фильм, режиссуру, сценарий,
молодой актрисе (Саре Форестье). Такого не
случалось давно, с тех пор, как всеми главными
премиями было отмечено «Последнее метро». Но там
в титрах были Трюффо, Денев, Депардье, Нестор
Альмендрос, Жорж Делерю. Теперь же, проголосовав
за недорогую ленту о жизни подростков в
парижском предместье, увиденной свежим взглядом,
но в духе Трюффо, Пиала и даже Марселя Паньоля,
французские кинематографисты дали «добро»
новому продолжению традиций. Поддержав
независимое кино, они продолжили славную
репутацию Франции – открывать новые имена и
возможности в искусстве.
Латавра ДУЛАРИДЗЕ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|