ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Решение остается за человеком
Выдающийся психолог считает свободу
обязательным условием морального выбора.
У наших современников есть свобода, но
нет веры в свои силы и свои возможности
Отношение человека к силе коренится в
самих условиях его существования. Физическая
сила может лишить нас свободы и убить нас. В
состоянии ли мы сопротивляться и побеждать – это
зависит от таких побочных факторов, как наша
собственная физическая сила и сила наших средств
борьбы. А вот наш ум не зависит напрямую от власти
силы. Сила не властна отменить истину, которую мы
познали, и идеи, в которые мы верим.
Означает ли это, что человек свободен, даже если
рожден в оковах? Означает ли это, что дух раба
может быть так же свободен, как дух его господина,
как утверждали св. Павел и Лютер? Если бы дело
обстояло так, это в громадной степени упростило
бы проблему человеческого существования. Но…
идея и истина не существуют вне человека и
независимо от него. Человек способен познать
истину, но если он подвергается угрозе
превосходящей его силы, если он становится
беспомощным и испуганным, это наносит вред его
уму, его действия становятся судорожными и
парализуются. Парализующее воздействие силы
покоится не только на страхе, ею порождаемом, но и
на скрытом обещании – обещании, что те, кто
обладает силой, могут защитить и позаботиться о
слабых, подчинившихся силе, что сильные могут
освободить человека от бремени неуверенности и
ответственности за самого себя, гарантируя
порядок и отводя индивиду в этом порядке место,
дающее ему чувство безопасности.
Подчинение человека этой комбинации угрозы и
обещания означает его действительное падение.
Подчиняясь силе-господству, он лишается своей
силы использовать те способности, которые делают
его по-настоящему человечным; его разум
перестает действовать; он принимает за истину то,
что властвующие над ним называют истиной. Он
лишается своего морального чувства, ибо
невозможность подвергать сомнению и критиковать
этих сильных сделала бессмысленной его оценку
кого бы то ни было и чего бы то ни было. Его
собственный голос не может позвать его обратно к
себе самому, поскольку он перестал его слышать,
поглощенный слушанием голосов тех, кто имеет над
ним власть. Только свобода является необходимым
условием как счастья, так и добродетели; свобода
не в смысле возможности делать произвольный
выбор, а свобода реализовать то, что потенциально
заключено в человеке.
Не решил ли человек западного мира свою
моральную проблему? Не проблема ли это только
людей, живущих при авторитарных диктатурах,
которые лишили их личной и политической свободы?
Конечно, свобода, достигнутая современными
демократиями, предполагает обещания развития
человека, какого нет при любых диктаторских
режимах. Но и при демократии это всего лишь
обещание. Мы скрываем нашу моральную проблему от
самих себя. Мы игнорируем тот факт, что тоже
подчиняемся власти силы, не власти диктатора или
политической бюрократии, действующей с ним
заодно, а анонимной власти рынка, успеха,
общественного мнения, “здравого смысла” – или,
вернее, общепринятой бессмыслицы – и власти
машины, чьими рабами мы стали.
Наша моральная проблема – это безразличие
человека к самому себе. Мы утратили чувство
значительности и уникальности индивида,
превратили себя в орудие внешних целей,
относимся к себе как к товарам, а наши силы
отчуждены от нас. Мы стали вещами, и наши ближние
стали вещами. Поскольку мы не верим в свои силы, у
нас нет веры в человека, нет веры в самих себя. У
нас нет совести в гуманистическом ее понимании,
посему мы не осмеливаемся доверять нашим
оценкам. Мы – стадо, верящее, что дорога, по
которой мы идем, должна вести к цели, раз мы видим,
что и другие идут той же дорогой. Мы в темноте и
ободряем себя тем, что слышим чей-то свист в ответ
на наш собственный.
Пока кто-либо считает, что его идеал и цель
находятся где-то вне его, что цель где-то в
небесах, в прошлом или в будущем, он будет
двигаться от себя вовне и искать осуществления
там, где его нельзя найти. Он будет искать решения
и ответы где угодно, только не там, где их можно
найти, – в самом себе.
Реалисты уверяют нас, что проблемы этики – это
пережиток прошлого, что наше личное и социальное
будущее гарантируется единственно нашим
материальным успехом. Но эти реалисты не видят,
что пустота и бездумность индивидуальной жизни,
отсутствие плодотворности и как ее следствие
отсутствие веры в себя и в человечество, обретя
затяжной характер, ведут к эмоциональным и
душевным нарушениям, которые, как правило, делают
человека неспособным даже к достижению его
материальных целей.
Наш период – переходный. Средние века не
закончились в пятнадцатом веке, и Новое время не
началось сразу же после этого. Конец и начало
составляют процесс, длящийся уже более
четырехсот лет – в сущности, очень короткое
время, если мерить его историческими мерками, а
не мерками нашей недолгой жизни. Наш период – это
конец и начало, богатое возможностями.
Имеем ли мы основание гордиться и надеяться?
Ответ будет утвердительным, но с одним
уточнением: ни хороший, ни плохой исход не бывает
автоматическим и предопределенным. Решение
остается за человеком. Оно зависит от его
способностей серьезно отнестись к себе, своей
жизни и счастью, от его готовности смело смотреть
в лицо моральной проблеме – своей и своего
общества. Оно зависит от его решимости быть самим
собой и для себя.
Эрих ФРОММ
Из книги “Человек для себя”, Москва, 1992
Общество информатики создаст условия
для счастливой жизни человечества; оно создаст
возможности полной реализации человеческой
личности, освобождая человека от тяжелого
физического труда, от монотонного умственного
труда, обеспечивая ему достаточное для его
развития свободное время и огромный прогресс
знания. Следовательно, человек будет иметь все
необходимое для создания счастливой
жизни. Остальное зависит от него самого.
Адам Шафф
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|