Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Россия – это восток Запада
Наша культура – не азиатская. Но она существенно отличается и от западноевропейской.
Сегодня она снова в поисках себя

Сравним две культурные традиции – западноевропейскую и российскую. Сразу договоримся, что подобное сравнение не должно носить эмоционально-оценочный характер, его не следует переносить в плоскость категорий “хорошо” – “плохо”. Надо проявить максимальную сдержанность и беспристрастность. И российская, и западноевропейская культурные традиции отличаются от культур Востока, где исходным является образное видение мира, противостоящее европейскому, преимущественно рациональному его осмыслению. Европейская идея противостоит восточному образу. Между тем внутри Европы сложилось свое разделение. Для Запада отправной стала пришедшая из Рима идея права, российский приоритет – духовно-нравственная идея. Можно сказать, что законно-правовое и духовно-нравственное – две координаты, две имманентные традиции европейской культуры.
Отчего так получилось, почему Европа разделилась именно таким образом? Понятно, что подобное деление не абсолютно жестко, что оно является результатом действия множества причин, сталкивающихся в противоречивом историческом процессе. И на Руси как минимум со времен Ярослава Мудрого действовал оригинальный свод законов “Русская Правда”. Запад знает немало мучеников за справедливость. И все же запад Европы с эпохи Возрождения утверждал капиталистические отношения. Следствием которых стало разрушение межличностных связей и крайнее напряжение человеческих эмоций. Чтобы такой социум не распался, был необходим какой-то жесткий регулятор.
Уже к началу прошлого столетия Запад развил механизм сдержек и противовесов, главным элементом которого было право. Западные государства, особенно США, – прежде всего государства правовые. Американцы стремятся юридически отрегулировать все – от управления страной до управления космическим кораблем. Именно у них были написаны работы, в которых предсказывалось, что будущим американским президентом будет компьютер, ведь все социальные коллизии подчиняются юридическим нормам, а те, в свою очередь, формализуемы и переводимы на язык математики. Еще недавно наша пресса любила употреблять затертое до дыр выражение, на самом деле хорошо демонстрирующее особенности российского культурного склада: “Я бы с ним в разведку пошел” (или, напротив, “не пошел”). Трудно даже представить, какое количество страховок, полисов, нотариальных гарантий потребовалось бы западному человеку в аналогичной ситуации. Напомню еще об одной характерной детали. Именно на Западе были придуманы брачные контракты, недавно совершенно непонятные россиянам.
В России право никогда не играло такой роли, как на Западе, ибо оно здесь в подобных объемах просто не востребовалось. Нравственная регуляция была значимее всех иных. К примеру, в ХIХ веке большая часть крестьянских бунтов заканчивалась просто-напросто обращением помещика к работникам. Отношения между людьми были в нашей стране более неформальными.
Необходимо уточнить, что на западе Европы тоже никогда не строили чистого, стерильного капитализма: христианские заповеди, социал-демократические идеи поддержки, взаимопомощи, социальных гарантий облагораживали общество, символом которого не может считаться только денежный знак. Да и сам культурный смысл денег там не такой, как у нас. К примеру, немцы после конца Второй мировой войны много сил и труда потратили на то, чтобы сделать свою марку стабильной, надежной, мировой валютой. В обществах, являющихся относительно молодыми продолжателями западной культуры – в австралийском, американском, – социальная значимость денег выше, чем на их исторической родине.
Напрашивается вывод о желательности сближения двух культурных традиций. Тогда западные судьи перестанут сетовать на частые случаи, когда их решения были юридически безупречными, но расходились с моральными ценностями (ведь одно и то же преступление может быть вызвано заурядной распущенностью, а может быть спровоцировано и социальной несправедливостью, тяжелейшими жизненными условиями, в которых оказался человек). А россияне окажутся защищенными не только нравственными, но и правовыми актами. Реальна ли такая перспектива – это вопрос к интеллектуалам и западной, и восточной частей континента.

Игорь ЧУБАЙЧ,
кандидат философских наук


Вот чего не хватает у западного мыслителя и что как раз ему должно было бы быть присущим: сознание исторически-относительного характера достигнутых им результатов, убеждения, что его “неопровержимые истины” и “вечные убеждения” истинны только для него и вечны только в его аспекте мира и что его обязанность – за пределами их искать других истин, высказанных по внутреннему убеждению с такой же определенностью людьми других культур. Это необходимое условие полноты всякой философии будущего.

Освальд Шпенглер


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru