Я ИДУ С УРОКА
ИЗ-ЗА КУДЫКИНЫХ ГОР
“Буду учить детей, как Зидан забивает
штрафные”
Два рассказа начинающего учителя
1 “А”: урок по плану
“Наверное, планы все-таки нужны. Пора
научиться себя организовывать, – объясняла я
себе назидательно. – Ты работаешь в школе третий
год, а до сих пор занимаешься на уроках тем, что
захотела за минуту до звонка твоя левая пятка”.
И, опечалившись таким легкомыслием, тут же села
за планы...
Моцарт и методика
Сосредоточиться я не успела, потому что в дверь
постучали. Однокурсник, талантливый пианист,
пессимист-философ, рассуждал о гранях и вечном в
музыке Моцарта. Мы немного поспорили… Но меня
тяготили поурочные планы. О чем я и не замедлила
известить.
Он вздохнул, уточнил, мужественно расправил
плечи и не допускающим возражений тоном
произнес:
– Сыграй им Моцарта.
– Зачем? (Мой пытливый ум меня погубит.)
– Кто, кроме тебя, сыграет им Моцарта? (Ответ,
достойный томов Макаренко.)
– Зачем? – упрямо продублировала я. – Понимаешь,
должна быть логика развития. То, что я скажу
завтра, либо продолжит уже высказанную мною
мысль, либо положит начало дальнейшим
исследованиям. Ничто, запомни, ничто на уроке не
происходит просто так. Любое действие педагога –
проекция. Точка во времени. Что я скажу
первоклассникам про Моцарта?
Попытка постичь мои педагогические постулаты
студентом консерватории была сформулирована
кратко. То есть совсем кратко. В трех словах. Эти
слова были: “что”, “ты” и “несешь”. Ответ я
дала туманный, но безупречный:
– Азы педагогики, – и зачем-то добавила: – Лекции
по методике посещать надо.
Излишне уточнять, что никаких планов я в тот
вечер не написала. Более того, уже отлавливая
перед уроком нужных мне первоклассников
(сортируя по принципу “ученик 1 А” и “ученик не 1
А”) в коридоре, чтобы увести их к себе в зал, я
лихорадочно рылась в памяти в поисках игр, песен
и стихов – и ничего придумать не могла. И даже
левая пятка предательски молчала. В те минуты
Штирлиц, как никогда, был близок к провалу.
Ты будешь... репкой!
И вот первоклассники сидят передо мной преданно
и чинно, и в глазах у них читается
потребительское: “Где чудо? Давай чудо!”
Сдержав рыдания, я покаялась детям, что не готова
к уроку. А не готова потому, что… Потому что один
знакомый, режиссер детского музыкального театра,
попросил меня написать музыку к сказке про репку,
чем я и занималась весь вечер – долго и
безуспешно. (Ну да, ну да, как дети врут, чтобы
избежать наказания и вообще лишних проблем; а
кое-кто даже опоэтизировал: “Нас возвышающий
обман”.) Возвысившись над собственным обманом, я
объявила, что первыми слушателями музыкальной
сказки про репку станут ученики 1 “А”.
Но нам нужны актеры! Вспомнили сказку и посчитали
актеров. Шесть аккуратных девочек и мальчиков,
обалдев от свалившегося на их головы
артистического счастья, делят роли Дедки, Бабки,
Внучки, Жучки, Кошки и Мышки.
В углу рыдает Тимошкин: “Я чужой на этом
празднике жизни!” (В его устах это выражается
формулой “Я хочу тоже!”.) И тут я проявляю,
возможно, невиданную доселе изобретательность и
кричу, осененная свыше: “Саша! Не плачь! Ты
будешь… репкой!!!” Вряд ли Михалков, получая
“Оскара”, был более счастлив, чем Саша Тимошкин
в роли репки, которую “тянут-потянут, а вытянуть
не могут”!!!
Я не знаю, какое из умений импровизировать
оказалось нужнее мне в тот момент. Выходил Дед (я
фантазировала на тему “Балета невылупившихся
птенцов” Мусоргского), дети кричали: “Нет! Что
вы! Это не Дед, это стрекоза какая-то!” И музыку мы
(я? нет, мы) сочиняли, как составляют фоторобот –
быстрее, тише, выше, страшнее, задорнее…
Я пыталась сформулировать какие-то выводы,
проанализировать реакцию детей, их восприятие
музыки и владение средствами выразительности…
Ничего этого я не успела, потому что
репку-Тимошкина атлетически сложенные Бабка и
Жучка нечаянно вытащили раньше, чем конфликт
овоща и личности успела разрешить
отличница-Мышка, потому что у Кошки в
кульминационный момент развязался бант на левой
косе… И еще по тысяче причин.
И вместе с торжеством человеческого (то есть
мышиного?) разума канула в Лету мысль о
бессмертном тематическом планировании...
Удачно проведенный урок, как и удачно
рассказанный анекдот, лучше не повторять. Но
“Сказка про репку” – единственное исключение
из правила, которое я знаю. Третий год я
возвращаюсь к случайно найденному в первом
классе сценарию урока (итого 6 репок) и не замечаю
ни усталости, ни однообразия, ни той
отшлифованной накатанности, которая любую, даже
самую замечательную идею превратит в
тошнотворный и унылый арт-проект.
И не спрашивайте меня, где тут логика развития. Я
тоже пропускала лекции по методике.
6 “А”: план по уроку
В своей нелюбви к планированию я однажды
дошла до крайней противоположности –
замуровалась в классе после урока в 6 “А” и
посекундно расчислила в тетради:
9.20 – 9.25 – рисовала клавиатуру в Светином
дневнике;
9.25 – 9.30 – попыталась спеть с ними “Ночной
дозор”, но голос пропал;
9.30 – 9.33 – агитировала “петь так, как Зидан
забивает штрафные”;
9.33 – 9.36 – объясняли друг другу, кто такой Зидан;
9.36 – 9.37 – рассказывала анекдот;
9.37 – 9.38 – Ксеня рассказывала анекдот;
9.38 – 9.39 – Света рассказывала анекдот;
9.39 – 9.40 – Костя рассказывал анекдот;
9.40 – 9.44 – Костя, Руслан и два Алексея (Игоревич и
Олегович) исполнили “Ночной дозор” на бис;
9.44 – 9.48 – выставляла четвертные;
9.48 – 9.50 – ели пирожные, которые испекла Эмилина
мама;
9.50 – 10.00 – играли в “Два рояля”;
10.00 –10.05 – рисовала клавиатуру в Катином
дневнике;
10.05 – 10.10 – Катя и Света пытались сыграть
“Профессионала” Морриконе на рояле.
Все это я переписала дома в дневник и спрятала
подальше. Подобных экспериментов больше не
повторяла – не было потребности. Но этот “план”
остался. Я иногда перечитываю его… и в очередной
раз поражаюсь тому, что это все-таки постоянная
рефлексия – мои дети и мои уроки. И тому, как
много говорит мне хотя бы точка, разделяющая два
числа – 9.20. 9.20 – второй урок. Второй урок –
значит, за окном уже светло. Второй урок –
прелюдия к первой пятнадцатиминутной перемене.
И я вспоминаю…
“Уматурман”
Света – большая удача шестого класса, умная,
разносторонне увлеченная девчонка. “Ночным
дозором” я обязана Светке. Весь класс уже
посмотрел фильм, прочитал книгу и распевал
“Уматурман” на всех переменах.
В понедельник мои талантливые шестиклассники
исполнили мне этот шедевр нашего времени, а к
среде я решила сделать им сюрприз. Списала слова
из Интернета и весь вторник учила. Иду по
Кузнецкому Мосту и под недоверчивые взгляды и
саркастические комментарии прохожих декламирую:
“И понял Антоха, что поступил плохо, и то, что
развела его колдунья, как лоха…” Что вы хотите,
времени учить это дома не было вообще.
В среду, готовая к премьере, прихожу на урок.
Подходит ко мне Света, протягивает свиток (в
буквальном смысле), а там… все слова “Ночного
дозора”, без исправлений (переписывала
несколько раз), с картинками фломастером. И
говорит: “Я вчера легла спать и вдруг вспоминаю,
что вам же слова написать хотела! Вскочила и
давай рисовать! А мама думает, что я сплю давно, и
не ругала!”
Коллеги! Мне удалось справиться с приступом
самолюбия. Я промолчала. Я поблагодарила. И
приберегла свой энтузиазм до следующего раза.
Детское внимание показалось мне в тот момент
важнее демонстрации собственных способностей. Я
не права?..
Едем дальше.
Зидан
Разговор о Зидане и вовсе случайно образовался.
Накануне приятель, однокурсник (куда более
перспективный, чем тот, что советовал сыграть
детям Моцарта), в необременительной беседе за
жизнь обронил фразу “жить надо так, как Зидан
забивает штрафные”. Речь шла о способности
проживать жизнь ярко и полноценно, получая
максимум удовлетворения от каждого мига.
Не знаю, почему три-четыре равнодушные
физиономии в классе сподвигли меня на цитату, но
суть спора, не относящегося на первый взгляд к
учебному процессу, я шестиклассникам передала.
Анекдоты
Один из анекдотов, рассказанных в тот день
детьми, я помню до сих пор.
В рай попадает человек. Апостол спрашивает у
него:
– Кто ты, сын мой?
– Российский футболист, – отвечает вновь
прибывший.
– Как же тебе удалось попасть в ворота? –
удивляется апостол.
“Два рояля”
Это беспроигрышный ход на случай заполнения
неистраченного времени. Игра любима всеми детьми
– с третьих по шестые. Благодаря тлетворному
влиянию телевидения она может продолжаться
бесконечно.
Суть проста: дается любое слово, и команды по
очереди называют песни, в которых это слово
встречается. Я играю. Все поют. И всем хорошо и
весело.
Как-то в 3 “Б” я загадала слово солнце. Ну, они,
конечно, вспомнили и “Солнечный круг”, и “Зайку
мою” (“Солнце мое, я твой лучик”), и “Оранжевую”
(“Только солнце в этот миг ярче заблестело”), и
“От улыбки солнечной одной”, и даже “Лелик,
солнце”…
Наступает самый волнующий момент: мысли
исчерпаны, в одной команде зреет торжество
победы, другая нервно шевелит губами, изобретая
непроизносимые словосочетания…
Хитрый тихоня Артем (новенький) подходит ко мне и
шепчет на ухо, что “песню-то он зна-ает, но
команда ее спеть не смоожет, потому что песню эту
способен исполнить один лишь Артемов дедушка”. Я
ему отвечаю, что дедушка не является членом
команды, а потому Артему придется отдуваться
одному. Он задумывается на секунду, согласно
кивает. Слышу: “Спят курганы темные, солнцем
опаленные…” Признаюсь, я была растрогана.
“Профессионал”
“Профессионал” пришел на смену “Бременским
музыкантам”. Два года назад мои маленькие
пианисты осваивали втроем за одним роялем
незатейливую мелодию, а теперь им подавай хиты
зарубежного кинематографа.
Из-за этого “Профессионала” я не успела съесть
сардельку в буфете, мастер-класс потребовали уже
на перемене. Хотя… пирожные Эмилиной мамы,
пожалуй, стоили буфетной сардельки.
...Возвращаясь из того осеннего дня в суровую
незапланированную реальность, я каждый раз задаю
себе три вопроса:
1) Что было бы, если бы я планировала тот урок?
2) Зачем мне эти методические расследования?
3) А что этот урок дал детям?
Не ждите никаких дельных выводов – они еще не
пришли в мою голову. Я совсем не уверена в том, что
всё делаю правильно. Но – пока меня никто не
убедил в обратном – я буду слушать “Уматурман”,
буду разрисовывать детские дневники, буду
делиться с друзьями школьными проблемами, буду
игнорировать школьные звонки и пожирать
пирожные на уроке.
Одним словом, буду учить детей так, как Зидан
забивает штрафные.
Наталья ЗЛОБИНА,
студентка Консерватории
и учительница музыки
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|