Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА
НА МЫСЕ ДОБРОЙ УЛЫБКИ

100 задач на лето
Решишь – станешь физиком

Школа моя была элитная, где в основном учились дети богатых людей. А мы жили очень бедно. И естественно, никто не понимал, как это я не могу себе купить комплект фломастеров. А я действительно не мог: дико дорого, да еще и недостать.
А наш физик Роберт Петрович придумал суперстрашную методику обучения (и даже диссертацию писал на эту тему). Приносил в класс полный набор цветных мелков, и весь был в этих мелках, как радуга. И все, что рассказывал, он записывал на доске в виде краткого конспекта. Ученики должны были один в один перерисовать этот конспект в тетрадки фломастерами соответствующих цветов.
Роберт Петрович был мужик хороший. Правда, брюки у него не всегда оказывались застегнуты и кальсоны из-под штанин вечно вываливались. Отличный физик, но какой-то немножко инфантильный в житейском плане.
Конспектами его методика не ограничивалась. Каждый должен был из конспекта сделать шпаргалку – “обобщенный конспект”. Допустим, из двух страниц конспекта сделать четверть страницы шпаргалки, но только в цвете.
Потом он нас всех разворачивал задом наперед (чтобы мы не могли в партах подсмотреть учебник) – ситуация совершенно дурацкая. Потом забирал конспекты, а в шпаргалках каждому отчеркивал свою тему, и мы должны были ее развернуть обратно так, как она дана в конспекте. Это типа контрольной – вернуть шпаргалки в исходное состояние нормального конспекта.
Все это было ужасно. Потому что тетрадок с конспектами у меня не было. У некоторых ребят в каком-то минимальном объеме все-таки конспекты имелись – чтоб уж совсем-то не выделяться. А мне терять было нечего, потому что у меня не было фломастеров. Да и родителей на тот момент тоже. Другие ребята с большим, чем у меня, отвращением ко всему этому относились, но все же что-то делали, потому что на них родители давили. А у меня родители – в деревне, в городе – только бабушка...
Педагогом Роберт Петрович был хорошим. Он, собственно, и сделал меня физиком. У него подход был. Поскольку тупость распределяется неравномерно среди людей, а оценку ставить надо, у нас было приблизительно три серии задачников. Один задачник был Жданович плюс Рымкевич – это самые простые. Второй – Гольдфарб, который считался получше. А для тех, кто что-то понимает, – Баканин с Кузиным.
На летние каникулы был дикий террор: он заставлял решать задачи. Меня заставить он не мог. Но посоветовал после девятого класса физтеховский задачник. 20 тем. Если 20 умножить на 5, получается 100. Берешь из каждой темы по 5 задач со звездочкой. Если ты за лето их решишь – будешь физиком. И я за лето решил 100 задач по физике. И стал физиком. После этого я вообще ничего не боялся.
Учитель он был очень хороший, хотя, когда я приходил к нему и говорил: “Роберт Петрович, я тут встретил задачку”, он стеснялся, хлопал меня по плечу, желал успеха в решении, но помочь мне ничем не мог. Как оказалось, это было даже и хорошо. Потому что я вынужден был сам осмыслять некоторые физические темы, тонкости, нюансы...

Андрей МИРИЛЕНКО,
ныне физик, кандидат технических наук


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru