Я ИДУ С УРОКА
НА МЫСЕ ДОБРОЙ УЛЫБКИ
100 задач на лето
Решишь – станешь физиком
Школа моя была элитная, где в основном
учились дети богатых людей. А мы жили очень бедно.
И естественно, никто не понимал, как это я не могу
себе купить комплект фломастеров. А я
действительно не мог: дико дорого, да еще и
недостать.
А наш физик Роберт Петрович придумал
суперстрашную методику обучения (и даже
диссертацию писал на эту тему). Приносил в класс
полный набор цветных мелков, и весь был в этих
мелках, как радуга. И все, что рассказывал, он
записывал на доске в виде краткого конспекта.
Ученики должны были один в один перерисовать
этот конспект в тетрадки фломастерами
соответствующих цветов.
Роберт Петрович был мужик хороший. Правда, брюки
у него не всегда оказывались застегнуты и
кальсоны из-под штанин вечно вываливались.
Отличный физик, но какой-то немножко
инфантильный в житейском плане.
Конспектами его методика не ограничивалась.
Каждый должен был из конспекта сделать шпаргалку
– “обобщенный конспект”. Допустим, из двух
страниц конспекта сделать четверть страницы
шпаргалки, но только в цвете.
Потом он нас всех разворачивал задом наперед
(чтобы мы не могли в партах подсмотреть учебник)
– ситуация совершенно дурацкая. Потом забирал
конспекты, а в шпаргалках каждому отчеркивал
свою тему, и мы должны были ее развернуть обратно
так, как она дана в конспекте. Это типа
контрольной – вернуть шпаргалки в исходное
состояние нормального конспекта.
Все это было ужасно. Потому что тетрадок с
конспектами у меня не было. У некоторых ребят в
каком-то минимальном объеме все-таки конспекты
имелись – чтоб уж совсем-то не выделяться. А мне
терять было нечего, потому что у меня не было
фломастеров. Да и родителей на тот момент тоже.
Другие ребята с большим, чем у меня, отвращением
ко всему этому относились, но все же что-то
делали, потому что на них родители давили. А у
меня родители – в деревне, в городе – только
бабушка...
Педагогом Роберт Петрович был хорошим. Он,
собственно, и сделал меня физиком. У него подход
был. Поскольку тупость распределяется
неравномерно среди людей, а оценку ставить надо,
у нас было приблизительно три серии задачников.
Один задачник был Жданович плюс Рымкевич – это
самые простые. Второй – Гольдфарб, который
считался получше. А для тех, кто что-то понимает,
– Баканин с Кузиным.
На летние каникулы был дикий террор: он заставлял
решать задачи. Меня заставить он не мог. Но
посоветовал после девятого класса физтеховский
задачник. 20 тем. Если 20 умножить на 5, получается
100. Берешь из каждой темы по 5 задач со звездочкой.
Если ты за лето их решишь – будешь физиком. И я за
лето решил 100 задач по физике. И стал физиком.
После этого я вообще ничего не боялся.
Учитель он был очень хороший, хотя, когда я
приходил к нему и говорил: “Роберт Петрович, я
тут встретил задачку”, он стеснялся, хлопал меня
по плечу, желал успеха в решении, но помочь мне
ничем не мог. Как оказалось, это было даже и
хорошо. Потому что я вынужден был сам осмыслять
некоторые физические темы, тонкости, нюансы...
Андрей МИРИЛЕНКО,
ныне физик, кандидат технических наук
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|