Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Нелюбимое дитя школьного уклада

Александр ТУБЕЛЬСКИЙ, директор

Неожиданно для учителей урок по значимости в глазах учеников оказался на одном из первых мест в рейтинге образовательных форм. Учителя думали, что для ребенка важнее, значимее урока его проектная работа или еще что-то, а оказалось – нет, урок.
И здесь возникает вопрос: как учителю мотивировать ребят на уроке, чтобы они действительно становились организаторами своего образования? Наверное, в первую очередь следует опереться на опыт жизни и деятельности, который у этих ребят есть. А то ведь часто то, что мы даем на уроках, никак с их жизнью не связано.
Потом надо вовлечь ребят в постановку цели учебного занятия как цели роста собственной личности. Вовлечь ребят в организацию самой урочной работы: в какой форме мы будем работать на сегодняшнем занятии? Вовлечь ребят в разработку критериев оценки работы. Сейчас эти критерии зачастую общие, не связанные со спецификой предмета. А еще нужна интерактивность урока. Ребята часто не осознают ее как эффективный способ достижения цели. Просят учителя: вы нам расскажите! И слишком часто, как бы этого ни хотелось нам, учителям, ребенок не осознает в старшей школе, что он является автором своего образования.

Вячеслав ДЕРЖАВИН, учитель истории

Что касается учителей, то, с их точки зрения, наиболее эффективные формы работы с ребятами для вовлечения их в организацию своего образования – это индивидуальная образовательная траектория ученика, коллективные школьные дела, индивидуальные проекты, игровые проекты, индивидуальный план ученика. А наименее эффективные – это уроки, кабинеты-лаборатории, кружки, погружения, спецкурсы. Что касается урока, то он самая неэффективная в глазах учителя форма образования ученика.
Когда мы занимались идеей демократического урока, я посетил многие занятия своих коллег, сам вел уроки и понял, что урок как отдельная демократическая форма работы в школе нецелесообразен, что он должен быть органично включен в демократически организованный учебный процесс в целом. Учебный процесс – это только часть образовательного процесса, который происходит с ребенком в школе. Главное, что должно происходить в школе, – это то, что ребенок из объекта образовательных устремлений родителей и учителей постепенно должен становиться субъектом своего собственного образования.
Почему ребята определили урок в качестве одного из главных полей своего образования? Именно на уроках целого ряда учителей они действительно втягиваются в организацию своего образовательного процесса. Это происходит тогда, когда реализуется их договоренность с учителем, учитель работает на заказ или на вопрос ребенка – например, если его просят объяснить что-то важное и сегодня для него актуальное, и учитель это делает.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru