ШКОЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
Нелюбимое дитя школьного уклада
Александр ТУБЕЛЬСКИЙ, директор
Неожиданно для учителей урок по значимости в
глазах учеников оказался на одном из первых мест
в рейтинге образовательных форм. Учителя думали,
что для ребенка важнее, значимее урока его
проектная работа или еще что-то, а оказалось –
нет, урок.
И здесь возникает вопрос: как учителю
мотивировать ребят на уроке, чтобы они
действительно становились организаторами
своего образования? Наверное, в первую очередь
следует опереться на опыт жизни и деятельности,
который у этих ребят есть. А то ведь часто то, что
мы даем на уроках, никак с их жизнью не связано.
Потом надо вовлечь ребят в постановку цели
учебного занятия как цели роста собственной
личности. Вовлечь ребят в организацию самой
урочной работы: в какой форме мы будем работать
на сегодняшнем занятии? Вовлечь ребят в
разработку критериев оценки работы. Сейчас эти
критерии зачастую общие, не связанные со
спецификой предмета. А еще нужна интерактивность
урока. Ребята часто не осознают ее как
эффективный способ достижения цели. Просят
учителя: вы нам расскажите! И слишком часто, как
бы этого ни хотелось нам, учителям, ребенок не
осознает в старшей школе, что он является автором
своего образования.
Вячеслав ДЕРЖАВИН, учитель истории
Что касается учителей, то, с их точки зрения,
наиболее эффективные формы работы с ребятами для
вовлечения их в организацию своего образования
– это индивидуальная образовательная
траектория ученика, коллективные школьные дела,
индивидуальные проекты, игровые проекты,
индивидуальный план ученика. А наименее
эффективные – это уроки, кабинеты-лаборатории,
кружки, погружения, спецкурсы. Что касается
урока, то он самая неэффективная в глазах учителя
форма образования ученика.
Когда мы занимались идеей демократического
урока, я посетил многие занятия своих коллег, сам
вел уроки и понял, что урок как отдельная
демократическая форма работы в школе
нецелесообразен, что он должен быть органично
включен в демократически организованный учебный
процесс в целом. Учебный процесс – это только
часть образовательного процесса, который
происходит с ребенком в школе. Главное, что
должно происходить в школе, – это то, что ребенок
из объекта образовательных устремлений
родителей и учителей постепенно должен
становиться субъектом своего собственного
образования.
Почему ребята определили урок в качестве одного
из главных полей своего образования? Именно на
уроках целого ряда учителей они действительно
втягиваются в организацию своего
образовательного процесса. Это происходит тогда,
когда реализуется их договоренность с учителем,
учитель работает на заказ или на вопрос ребенка
– например, если его просят объяснить что-то
важное и сегодня для него актуальное, и учитель
это делает.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|