ШКОЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
Координаты точки развития
Образовательное событие не планируется,
а рождается
Что такое урок? Когда и каким образом
пространство урока становится образовательным
пространством? Почему это происходит не всегда?
Эти и другие вопросы стали предметом обсуждения
группы учителей из НПО “Школа самоопределения”.
– Мой урок начинается, когда я
заканчиваю предыдущее занятие, – говорит
учитель математики Алексей МОЙСЕНКО. – Я
специально создаю для ребят сложную ситуацию.
Например, даю пятиклассникам задачу для девятого
класса. И предлагаю тем, кто хочет, попытаться ее
решить.
Они приносят мне по двадцать вариантов решения
этой задачи, два-три из них мы рассматриваем,
выясняем, каких знаний нам здесь не хватает. Я
озвучиваю самые интересные проблемы, возникшие в
борьбе с этой задачей. Но всем ли они интересны?
Если только одному человеку, у которого что-то не
вышло, я спрашиваю, кто бы мог ему помочь, и они
отсаживаются вдвоем. А если проблема волнует
всех, то мы начинаем разбирать ее вместе.
Получается, я иду на уроке вслед за детьми. В этом
случае неизбежно возникают сложные вещи, совсем
не для уровня пятого класса. Но это точки
развития, которые, может быть, “сыграют” на
следующий год.
– А у меня бывают ситуации, – подключается к
разговору учитель биологии Екатерина РОМАНОВА,
– когда я заявляю именно как учитель: сейчас
именно про это и именно так. Например, погружение
в естествознание с восьмыми классами мы
спланировали так жестко, что ребята даже
возмущались: почему с ними заранее не обсудили
формы, не предоставили выбор?
– Погружение дает образовательное пространство,
– говорит учитель словесности Татьяна КОНЮХОВА,
– возможность планировать это пространство
вместе с учениками. А где же на уроке поле ученика
остается? Наверное, в том, как он осваивает новые
способы работы с учебным материалом, осмысляет
их. Оно узкое, это поле, но оно есть.
– Но ведь и в погружениях совсем необязательно
возникает личностный смысл, – возражает
преподаватель кинокурса и психолог Ольга
КАЛМАНОВСКАЯ. – Например, мы проводили
погружение в кино с шестым классом. Мы обсудили,
кто и как создает фильм. А после ребята сами
выбрали кино и посмотрели его с позиций
режиссера, актера, оператора. Но личностного
смысла для них так и не возникло. Интересно, и не
более того.
– У меня в классе есть научное общество, –
говорит учитель истории Евгения СОЛОВЕЙ. – Оно
собирается на два часа в неделю. Каждый выбрал
себе направление и ведет исследовательскую
работу. Но как этот опыт можно использовать на
обычном уроке?
– Занятия в научном обществе обслуживают личные
интересы и запросы детей, – отвечает Ольга
КАЛМАНОВСКАЯ. – Поэтому урок может стать
продолжением работы в научном обществе только
тогда, когда эта связка специально
продумывается, усиливается учителем.
– А я не работаю в погружениях, – говорит учитель
словесности Ольга ШАВАРД. – Но мои уроки по
структуре на них похожи. Когда мы обсуждали с
ребятами, как будем изучать “Героя нашего
времени”, я сказала, что не хочу суда над главным
героем. Но ребята продавили этот вариант.
Я всегда договариваюсь с ребятами о том, что по
теме можно отчитаться по-разному. Принял участие
в дискуссии – отлично. Не получилось, сделай
письменную работу. Любую тему можно разложить по
разным полочкам – литературоведческим,
художественным.
А еще я часто что-то меняю по ходу урока. И
объясняю ребятам, что свернула с первоначального
пути не потому, что что-то не удалось. А потому,
что те вещи, о которых они стали говорить, для
меня важны и ценны.
– Я хочу подвести для себя итог нашего разговора,
– резюмирует Татьяна КОНЮХОВА. – Втянуть
ребенка в образовательный процесс можно
по-разному. Например, учитель проговаривает с
детьми, как изучать очередную тему: его
предложения, их предложения… Или он провоцирует,
интригует их, ловит “на интерес”, задавая все
более сложные задания. Или, если в классе есть
научное общество, содержание урока увязывается с
исследованиями, которые в нем проводятся. Но в
любом случае важно, чтобы учитель был готов
импровизировать, что-то менять в плане урока,
следовать за ребятами.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|