Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Координаты точки развития
Образовательное событие не планируется, а рождается

Что такое урок? Когда и каким образом пространство урока становится образовательным пространством? Почему это происходит не всегда? Эти и другие вопросы стали предметом обсуждения группы учителей из НПО “Школа самоопределения”.

– Мой урок начинается, когда я заканчиваю предыдущее занятие, – говорит учитель математики Алексей МОЙСЕНКО. – Я специально создаю для ребят сложную ситуацию. Например, даю пятиклассникам задачу для девятого класса. И предлагаю тем, кто хочет, попытаться ее решить.
Они приносят мне по двадцать вариантов решения этой задачи, два-три из них мы рассматриваем, выясняем, каких знаний нам здесь не хватает. Я озвучиваю самые интересные проблемы, возникшие в борьбе с этой задачей. Но всем ли они интересны? Если только одному человеку, у которого что-то не вышло, я спрашиваю, кто бы мог ему помочь, и они отсаживаются вдвоем. А если проблема волнует всех, то мы начинаем разбирать ее вместе.
Получается, я иду на уроке вслед за детьми. В этом случае неизбежно возникают сложные вещи, совсем не для уровня пятого класса. Но это точки развития, которые, может быть, “сыграют” на следующий год.
– А у меня бывают ситуации, – подключается к разговору учитель биологии Екатерина РОМАНОВА, – когда я заявляю именно как учитель: сейчас именно про это и именно так. Например, погружение в естествознание с восьмыми классами мы спланировали так жестко, что ребята даже возмущались: почему с ними заранее не обсудили формы, не предоставили выбор?
– Погружение дает образовательное пространство, – говорит учитель словесности Татьяна КОНЮХОВА, – возможность планировать это пространство вместе с учениками. А где же на уроке поле ученика остается? Наверное, в том, как он осваивает новые способы работы с учебным материалом, осмысляет их. Оно узкое, это поле, но оно есть.
– Но ведь и в погружениях совсем необязательно возникает личностный смысл, – возражает преподаватель кинокурса и психолог Ольга КАЛМАНОВСКАЯ. – Например, мы проводили погружение в кино с шестым классом. Мы обсудили, кто и как создает фильм. А после ребята сами выбрали кино и посмотрели его с позиций режиссера, актера, оператора. Но личностного смысла для них так и не возникло. Интересно, и не более того.
– У меня в классе есть научное общество, – говорит учитель истории Евгения СОЛОВЕЙ. – Оно собирается на два часа в неделю. Каждый выбрал себе направление и ведет исследовательскую работу. Но как этот опыт можно использовать на обычном уроке?
– Занятия в научном обществе обслуживают личные интересы и запросы детей, – отвечает Ольга КАЛМАНОВСКАЯ. – Поэтому урок может стать продолжением работы в научном обществе только тогда, когда эта связка специально продумывается, усиливается учителем.
– А я не работаю в погружениях, – говорит учитель словесности Ольга ШАВАРД. – Но мои уроки по структуре на них похожи. Когда мы обсуждали с ребятами, как будем изучать “Героя нашего времени”, я сказала, что не хочу суда над главным героем. Но ребята продавили этот вариант.
Я всегда договариваюсь с ребятами о том, что по теме можно отчитаться по-разному. Принял участие в дискуссии – отлично. Не получилось, сделай письменную работу. Любую тему можно разложить по разным полочкам – литературоведческим, художественным.
А еще я часто что-то меняю по ходу урока. И объясняю ребятам, что свернула с первоначального пути не потому, что что-то не удалось. А потому, что те вещи, о которых они стали говорить, для меня важны и ценны.
– Я хочу подвести для себя итог нашего разговора, – резюмирует Татьяна КОНЮХОВА. – Втянуть ребенка в образовательный процесс можно по-разному. Например, учитель проговаривает с детьми, как изучать очередную тему: его предложения, их предложения… Или он провоцирует, интригует их, ловит “на интерес”, задавая все более сложные задания. Или, если в классе есть научное общество, содержание урока увязывается с исследованиями, которые в нем проводятся. Но в любом случае важно, чтобы учитель был готов импровизировать, что-то менять в плане урока, следовать за ребятами.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru