ШКОЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
Реабилитация урока
В одной знаменитой своей инновационной
деятельностью школе ученикам 5–7 классов задали
вопрос: «Считаешь ли ты нужным и важным, чтобы
дети участвовали в организации учебного
процесса (определении цели занятия, способов
работ, составлении критериев оценивания, в самом
оценивании и т.д.)?»
Сразу заметим, что во множестве наших российских
школ такой вопрос (да еще обращенный к
пяти-семиклассникам) был бы вообще немыслим: за
организацию образования ребенка отвечает
государство, школа, педагоги, наконец, но никак не
сам ребенок.
Однако школа, о которой идет речь, повторяем,
инновационная, знаменитая, и дети здесь мыслят
совсем не так, как принято.
«Да» – ответили ребята в подавляющем
большинстве анкет. Мол, как же без этого? Разве
можно учиться, если сам не принимаешь участия в
организации своего учебного процесса?!
Для детей этой школы такой ответ естествен: иной
вариант обучения им практически неведом. Да и
зачем он – другой? Как это можно – чтобы все
организовывали за тебя?
Но дотошные психологи не успокоились и стали
задавать дополнительные вопросы. Например: а в
каких формах школьной жизни тебе удавалось
наиболее активно включаться в организацию
своего образования?
...Дело в том, что в школе на протяжении многих лет
много и плодотворно экспериментировали с
разными прогрессивными формами образования «за
границами урока»: это и «погружения», и игры, и
разного рода самостоятельные, творческие и
проектные работы, и большие коллективные проекты
и дела, и разного рода кружки и секции, и
составление индивидуальных учебных планов и
траекторий, и работа в парк-студиях... все то, что,
собственно говоря, и позволяет развить в ребенке
способность к организации собственного
образования.
И вот здесь психологов и педагогов школы ждал
настоящий сюрприз.
Абсолютное большинство опрошенных подростков
заявили, что среди всех перечисленных форм
наиболее активизирует способность
организовывать свое образование... урок. Так же
ответили и старшеклассники.
Надо сказать, что полученные результаты повергли
педагогов школы в некоторое смущение и
недоумение. Сами-то они отдают приоритет совсем
другим образовательным формам (что отчетливо
выявил соответствующий опрос): коллективные
школьные дела, индивидуальные и игровые проекты,
образовательные траектории... Именно в них видят
педагоги школы ключ к формированию
образовательной самостоятельности ребенка, ключ
к эффективному вхождению его в подлинную жизнь.
Мол, то, что принято называть дополнительным
образованием, есть на самом деле основное.
А тут такая оказия! Подавляющее большинство
учеников – за урок!
Но это значит лишь то, что в самой сути урока в
этой школе произошла настоящая революция,
правда, еще до конца не осознаваемая самими
педагогами: уже создав совершенно новые виды
урочной реальности, многие учителя по инерции
воспринимают урок как заведомо менее
эффективное образовательное средство. И оттого
– растерянность перед полученными анкетными
данными. Как же так? Не может быть!
Может, может!
Если цель и смысл урока – в передаче ученику
некоторого заданного объема учебных знаний,
умений и навыков, тогда, как ни совершенствуй
урок, он никогда не станет пространством
подлинного самообразования ребенка. И как бы
эффективно ни решал такой урок поставленные
учебные задачи, учитель в лучшем случае будет
качественным технологом, а ученик – качественно
выполненным продуктом. Но стоит ученика сделать
соучастником процесса выработки целей, задач,
смысла и направлений развития урока, стоит урок
сделать по-настоящему открытым – и произойдет
чудо. Он перестанет быть средством
технологической огранки ребенка, а станет
пространством его живого и самостоятельного
развития.
И тогда в самой классно-урочной системе
обнаружатся невиданные возможности. И окажется,
что сам урок можно рассматривать как
принципиально открытую реальность. Как
реальность, определенную не универсальной
учебной программой и не учителем, а
исключительно диалогическим взаимодействием
учителя и ученика.
Александр ЛОБОК
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|