НА ПОЛЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
“Государство денег не дает. А порталы
работают...”
Говорит Татьяна Галишникова,
руководитель научно-образовательного центра
издательства “Просвещение”, занимающегося
координацией работ по сопровождению и развитию
российского общеобразовательного портала www.
school.edu.ru:
– Кто может с точностью определить, какой
образовательный портал является посещаемым, а
какой – нет?
– Востребованность ресурса оценивают
пользователи. Независимые поисковые системы
фиксируют количество посещений. Полученные
данные наглядно показывают, как часто обращаются
пользователи к порталу, какими ресурсами они
пользуются. Здесь нельзя прикрыться ежегодным
бумажным отчетом, в котором разработчики
описывают заказчику, что было разработано и как
востребовано. Результаты очевидны.
– Как соотносятся технологические затраты на
поддержание портала с затратами на человеческий
фактор? Что дороже – создать портал или его
поддерживать?
– Конечно, поддерживать. Конкретные суммы
зависят от развивающихся направлений, от
востребованности того или иного контента. Сейчас
у нас на российском общеобразовательном портале
созданы коллекции “Мировая художественная
культура”, “Исторические документы”, “Русская
и зарубежная литература для школы”,
“Музыкальная коллекция”, “Диктанты – русский
язык”, “Естественно-научные опыты”, “Право в
сфере образования”. Развитие этих ресурсов
требует особого подхода и иных средств. Это не
только описание материала, но и закупка
авторских прав на него: покупка
видеоизображений, фрагментов исторических
хроник, музыкальных произведений. Пользователь
получает отобранную, систематизированную,
качественно представленную и не нарушающую ав-
торских прав информацию. Авторские права
закупаются за счет целевых средств государства.
За них мы серьезно и строго отчитываемся.
Недешево стоит консультационная под-
держка ведущих специалистов, которые
сопровождают деятельность каждой коллекции.
Например, нашу музыкальную коллекцию
сопровождает профессор Академии им. Гнесиных
Дина Кир-
нарская.
Кроме того, у нас существуют договорные
отношения с исполнителями работ. Например, фирма
“Гарант” в течение года сопровождает
консультационный сервис по законодательству.
Любой пользователь может в течение дня или ночи
задать любой вопрос в сфере образования и
получить на него ответ. Коллектив Института
коррекционной педагогики РАО целенаправленно
отвечает на вопросы пользователей нашего
портала в этой сфере. При этом для пользователей
это абсолютно бесплатный ресурс.
Могу привести другой пример. Описание одного
ресурса системы Интернета с последующей
публикацией на портале стоит тридцать рублей.
Редактор тематической редакции портала находит
этот ресурс, просматривает его, анализирует,
описывает в общей системе координат, которая
принята в структуре портала. На сегодняшний день
только таких описанных ресурсов на портале более
7500.
– Сколько человек работают над созданием
портала?
– Штат, постоянно сопровождающий портал,
невелик: 10–15 человек. С другой стороны, на портал
работает Институт коррекционной педагогики РАО,
Институт информационных технологий,
Гарант-Парк-Интернет, Федерация Интернет
Образования и др. Много это или мало?
– Сколько стоит поддержание такого портала, как
ваш?
– Для поддержания всех существующих сервисов –
новостных лент, консультаций специалистов,
семинаров, открытого педсовета, для создания
собственных ресурсов и дальнейшей разработки
функциональных направлений и с учетом огромного
количества налогов, которые туда входят,
приблизительно шесть миллионов рублей в год. Что
касается развития портала – все зависит от
задач, которые мы вкладываем в понятие
“развитие”.
– Но если образовательный портал привлекает
пользователей, не привлечет ли он также и частных
спонсоров? Почему бы вам не попробовать?
– Иногда в их роли выступают разработчики
портала и издательство “Просвещение”. Так, с
начала 2005 года прошло уже три месяца,
государственного финансирования нет. А порталы
работают...
Татьяна ГАЛИШНИКОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|