Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2005

Первая тетрадь. Политика образования

НА ПОЛЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

“О таком Интернете, как в Аргентине, мы можем только мечтать”

Говорит генеральный директор издательства “Просвещение” Александр КОНДАКОВ:

– В прошлом году Федерация Интернет Образования провела среди учителей опрос, посвященный их взаимоотношению с Интернетом. Ведь в 2005 году подводятся итоги программы РЕОИС. Выяснилось, что множество ресурсов, созданных за огромные деньги в рамках РЕОИС и ФПРО, не востребовано учителями. За четыре года они даже не поняли, что это такое. Ваше мнение – как и почему это произошло?
– На мой взгляд, одним из самых эффективных проектов в рамках программы РЕОИС все-таки было создание системы образовательных порталов. Вспомним, какое внимание уделялось в советское время пополнению школьных, районных и центральных библиотек. И все мы с большим удовольствием их посещали. Сегодня федеральный образовательный портал – это та самая общегосударственная библиотека, которая, к сожалению, ни за какие коммерческие деньги пополняться не будет. Финансировать ее может только государство. Государство это сделало. И должно делать дальше.
Мы не пионеры в области создания образовательных порталов. Первыми крупными порталами в сфере общего образования стали аргентинский, индийский, чилий-
ский, которые были адресованы прежде всего образовательным учреждениям, находящимся в удаленной местности. Но в Аргентине, например, процесс создания порталов сопровождался установкой интерактивных приемопередающих антенн в каждой школе. Более того, доступ к этому ресурсу обеспечивался в радиусе полутора километров от школы. Дети, купив простейший прибор, могли даже входить в эту систему из своего домашнего компьютера. Доступность Интернета в России быстро растет, но о таком образовательном Интернете, как в Аргентине, мы можем только мечтать.

– Результат четырехлетней работы таков: создано 15 образовательных порталов, на них затрачены огромные деньги, а оправдал ли результат ожидания? Кто будет отвечать за то, что некоторые порталы ни ученикам, ни учителям просто не нужны?
– На эти порталы были затрачены не такие уж большие деньги. И я не говорил бы о неоправданности ожиданий. Есть положительный опыт: федеральный портал “Российское образование”, порталы экономики образования, юридический и общеобразовательный продемонстрировали за четыре года свою высокую востребованность. И они, на мой взгляд, в первую очередь должны получать государственную поддержку. Вопросы о выборе тематики, целевой аудитории, наполняемости порталов информацией требуют анализа и обсуждения в первую очередь на уровне государства. Помощь в этом мог бы оказать постоянно действующий семинар по проблемам порталов под руководством Александра Тихонова, директора ГНИИ ИТТ “Информика”. Сегодня государство должно дать ответ на вопрос: насколько успешной оказалась программа по разработке и созданию порталов, какие порталы нужны, какие нет и кому из них следует обеспечить достойную финансовую поддержку? Если этого сделано не будет, мы рискуем получить очередной финансовый отчет о том, что “программа выполнена”, а за этим последует полное забвение. В этом случае я не могу гарантировать, что издательство “Просвещение” будет способно финансировать федеральный образовательный портал самостоятельно. Хотя бы потому, что для нас это будет нецелевое расходование финансов.

– Отсюда вытекает вопрос: сколько стоит образовательный портал?
– В том формате, в котором мы сейчас работаем, – порядка 10–15 миллионов рублей в год. Это реальная оценка того, что необходимо. Есть порталы, которые требуют 20–25 миллионов рублей…

– Так утверждают их создатели?
– В целом – да. Я не могу сейчас точно оценить стоимость этих работ. Все зависит от задач, которые ставят перед собой создатели порталов.

Александр КОНДАКОВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru