Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2005

Первая тетрадь. Политика образования

НА ПОЛЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

На EDU больше не тратимся?
Три четверти образовательных порталов, созданных в рамках программы РЕОИС, оказались никому не нужны.
Кроме их создателей, заработавших хорошие деньги

По данным опроса, проведенного Фондом общественного мнения, сайты с образовательной тематикой пользуются стабильным успехом среди россиян. Они даже занимают четвертое место по рейтингу в Интернете после сайтов, посвященных технике, бизнесу и банкам, играм и досугу.
Идея заполнить Интернет образовательными порталами и получить под это в рамках программы РЕОИС государственные деньги казалась многим беспроигрышной. Российские граждане и без того пользуются образовательными сайтами. Пусть же они заходят на эти сайты через ворота образовательных порталов.
Счетчик в поисковых системах “Рамблер” или “Яндекс” за день будет накручивать десятки тысяч прохождений через “ворота” порталов. На таком портале (назвав его образовательным) можно разместить что угодно. Все равно потребитель, изголодавшийся по образовательной информации, это съест (употребив в качестве аперитива официальные документы Министерства образования).
Создатели порталов подсчитали, что им в этом процессе уготована самая приятная часть – писать заказчику (в роли которого выступало Министерство образования РФ) ежегодные отчеты о том, что на портал рвутся толпы посетителей. А затем получать государственные деньги на поддержание своего детища.
Действительно, деньги выходили громадные. Особенно с учетом того, что большинство программистов, обслуживающих порталы, и так получают зарплату в своих учреждениях. Образовательные порталы поддерживаются ими в рабочее время – в виде дополнительной нагрузки.
Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Неудивительно, что финансирование для такого удобного и прибыльного проекта хотелось заполучить каждому.
Поэтому были подписаны договоры на создание 15 порталов, из которых некоторые (см. список) имели не самое прямое отношение к образованию. Например, портал “Здоровье и образование”, хотя в его названии звучит слово “образование”. Или “Контроль за выполнением региональных программ”, который непонятно почему оказался самостоятельной величиной. Рано или поздно он будет включен в официальный портал Министерства образования и науки или Рособразования.
Условия умно составленных договоров с заказчиком не предусматривали, что создатели порталов несут ответственность за количество и качество размещаемой на портале информации.
В первый год договоры заключались на создание портала. В дальнейшем – на поддержание в рабочем состоянии или эксплуатацию портала. Нигде не было записано, что команда обязана работать над усовершенствованием портала в течение года. Не было выпущено ни одного министерского приказа, предписывавшего организации, выигравшей тендер, отвечать за качественное наполнение портала. В соответствии с этим приказом Министерство образования РФ могло хотя бы пару раз спросить с исполнителей… к примеру, отчего у них на порталах не густо.
Но министерство приказов не издавало и ничего не спрашивало. Потому что ответ был известен. Требование поддерживать портал каждый понимал по-своему. Как правило, это понимание сводилось к технологической составляющей. (Портал должен был отзываться в любое время дня и ночи.)
В договор с заказчиком можно было даже внести – по желанию – пункт о создании на портале новых информационных ресурсов, о качестве консультационных услуг и предоставляемой информации и т.д. и т.п.
Министерство образования поступало в этом случае со всей возможной толерантностью: оно не возражало.
Все четыре года заказчики и исполнители старались не задумываться, зачем потребителю нужно гулять сквозь портал, который ничего интересного ему не обещает. На всех образовательных порталах можно было открыть документы Министерства образования. В одном месте они открывались лучше, в других – хуже.
Все это время министерство пыталось – на свой манер – манипулировать слабыми образовательными порталами. Например, на портале “Дополнительное образование детей” можно было размещать только те ресурсы, которые одобрены соответствующим департаментом министерства. То, что такой чиновничий вариант фильтрации интернет-ресурсов вызывал немалое удивление экспертов по порталам, министерство проигнорировало.
Между прочим, проигнорировало оно и тот факт, что для рядовых учителей и педагогов такой портал не представляет большого интереса. Рядовые пользователи заходят в Интернет, чтобы получить быстрый доступ к наибольшему количеству ресурсов по нужной тематике. Некоторые из них могли бы быть снабжены значком “одобрено”, “рекомендовано” или “отобрано”, выставленным профильным департаментом Министерства образования и науки. За всей прочей информацией, как любой уже осведомлен, правильнее отправиться на официальный федеральный портал соответствующего министерства.
К 2005 году создатели ряда порталов уяснили, что четыре года приятной и удобной жизни для них закончились. Можно, собственно говоря, уже вообще ничего не делать.
В 2005 году подводятся итоги программы РЕОИС. То, что у государства в дальнейшем не найдется денег на поддержание 15 образовательных порталов, – это факт.
То, что из 15 порталов две трети (это как минимум) будет лишено финансирования, – это тоже факт.
Хуже всего то, что за четыре года при вящих усилиях заказчика и исполнителей оказалась дискредитирована идея множественности образовательных порталов. Зачем потребителю десяток порталов, если официальные министерские документы публикуются на всех? Зачем учителям специализированные порталы, когда ресурсы для них все равно отбирает и фильтрует Министерство образования и науки? И вообще зачем нам собирать по образовательному Интернету много разных ресурсов, когда достаточно одного и для всех?
Четыре года программы РЕОИС неизбежно приведут чиновников к этому выводу.
В итоге пострадать могут инициативные люди, которые все эти годы пытался работать над созданием продукта, необходимого не руководителям всех уровней, а тем, кого чиновники привычно выносят за скобки своего мышления, – учителям, ученикам и их родителям.
Существует опасность вообще потерять федеральные общеобразовательные порталы. Педагогам останутся только официальные документы и пресс-релизы на сайтах образовательных ведомств.
Но думать об этом, похоже, некому.
В Министерстве образования и науки и в Федеральном агентстве по образованию старыми программами, начатыми при Владимире Филиппове, заниматься некогда и негде.
Последний факт. Чиновникам, работающим в здании Министерства образования и науки, запрещен выход в Интернет.

Светлана КИРИЛЛОВА


Портал – это сетевой узел или комплекс узлов, подключенных к Интернету по высокоскоростным каналам

На порталах используется единая система навигации и поиска информации, единая система администрирования и организации пользовательских приложений

Портал дает возможность легко и быстро воспользоваться широким ассортиментом информационных ресурсов и услуг

На портале может быть организована круглосуточная консультационная служба


В рамках программы “Развитие единой образовательной информационной среды” (РЕОИС) было создано 15 образовательных порталов: федеральный портал “Российское образование”; образовательный портал “Экономика, социология, менеджмент”; российский образовательный правовой портал; российский общеобразовательный портал; портал “Социально-гуманитарное и политологическое образование”; портал информационной поддержки единого государственного экзамена; российский портал открытого образования; образовательный портал по поддержке процессов обучения в странах СНГ; портал “Международное образование”; естественно-научный образовательный портал (физика, химия, биология, математика); портал “Реализация федеральных и региональных программ развития образования”; портал по инженерному образованию (включающий уровни начального, среднего и высшего профессионального образования); портал по информационно-коммуникационным технологиям в образовании; портал “Здоровье и образование”; портал дополнительного образования детей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru