Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ТО-ТО И ОНО

31 марта вступил в силу Указ Президента РФ Владимира Путина “О призыве в апреле–июне 2005 г. граждан РФ на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву”.
В соответствии с ним с 1 апреля по 30 июня на военную службу должны быть призваны граждане РФ в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе и подлежащие призыву на военную службу, в количестве 157 700 человек.

“Изучите закон и не бойтесь чиновников!”
Один вечер на консультации Комитета солдатских матерей

Большой актовый зал в доме на Долгоруковской, 27, забит до отказа. Люди теснятся в дверях, пытаются зайти через запасные выходы, сидят на подоконниках, стоят в проходах. Иногда зазевавшихся специалистов вытаскивают в коридор и засыпают вопросами, окружив плотным кольцом…
Так проходят еженедельные консультации для призывников и их родителей, организованные Комитетом солдатских матерей.
– С любых документов делайте копию и оставляйте ее у себя, – говорит секретарь комитета Татьяна Кузнецова. – Если вы придете ко мне и скажете, что нужной бумажки нет, я вас не приму! Вы должны четко знать все правила игры, ведь от этого зависит судьба ваших детей.
Конституция Российской Федерации – это моя любимая книга, – говорит она. И начинает пересказывать Основной Закон страны.
Создается впечатление, что главная цель таких собраний не информационная, а психотерапевтическая. Прочитать Конституцию люди могут и сами. Но чтобы начать борьбу за освобождение ребенка от воинской повинности, прежде всего надо «прекратить панику». Именно такого эффекта и добиваются солдатские матери.
Постепенно люди в зале расслабляются, начинают реагировать на шутки.
– У моего сына астма… – робко говорит женщина в первом ряду.
– Идите домой! – прерывает ее Кузнецова – С астмой никого не берут!
– Но нам сказали, что это излечимо! И если он вылечится…
– Кто сказал?
– Полковник в военкомате…
– Нобелевскую премию полковнику! – говорит Кузнецова. – По всему миру светила медицины тщетно напрягают мозги, а он взял да и изобрел способ лечить неизлечимую болезнь! Может, в вашем военкомате и от СПИДа лечат? Подскажите адрес!
Зал смеется. Мама тоже несмело улыбается.
– И так всегда, – вздыхает сидящая рядом со мной на подоконнике активистка комитета. – Все напуганы, ничего не соображают. И раз за разом мы им одни и те же вещи объясняем! Слушают, а потом прибегают в слезах: сына-студента, больного, в армию забрали! Где же ты раньше была? Всего-то надо было пойти и справку оформить!
– Неужели студентов могут забрать?! У нас же в вузе военная кафедра! – вскакивает со своего места женщина, краем уха услышавшая обрывок разговора.
– Когда у них план горит, они редко церемонятся, – объясняет Кузнецова. – Если хотите спать спокойно, пройдите медицинское обследование, получите «ограниченно годен» по здоровью. Это единственный надежный способ! Отсрочки студентам могут в любой момент отменить! А насчет военной кафедры – почитайте закон. Там черным по белому написано: никаких отсрочек военная кафедра не дает. Некоторые думают, будто так лучше: в армию не рядовым пойдешь, а офицером. А вы знаете, куда в 99% случаев отправляют младший офицерский состав? В Северо-Кавказский военный округ! Вам это о чем-нибудь говорит?
Все сидящие в зале вздрагивают. Какая-то мама хватается за сердце. Активистка комитета, жаловавшаяся на несознательность родителей, уводит ее за сцену.
– Вы только не волнуйтесь. Безвыходных ситуаций не бывает. Не забрали еще? Нет? Тогда будем бороться! – начинает она ровным голосом психотерапевта – Сколько нам лет?
– 27 недавно исполнилось, – отвечает мама, глотая валидол.
– Так что же вы тут всем голову морочите! Таблетки переводите! Идите домой и забудьте! Вас все это уже не касается!
– Я боюсь! Он у меня «косил» все это время. Вдруг, когда он за военным билетом придет, его заберут и в наказание в Чечню отправят? – всхлипывает мама.
Тем временем Кузнецова наставляет родителей, как действовать, если военком вымогает взятку.
– Если в военкомате вам намекают, что неплохо бы дать на лапу, говорите: «Сейчас принесу». А сами бегом ко мне, и дальше мы с вами им взятку даем через УБЭП. Очень эффективно!
Родители засыпают Кузнецову вопросами, ждут врача, который будет консультировать непосредственно по диагнозам. Мамы никак не могут успокоиться. А вот некоторые юноши, которые еще недавно закрывались от фотоаппарата, боясь, что военком увидит их в газете и разыщет, уже потихоньку потянулись из зала.
На лестнице один такой призывник целуется с девушкой. Звонит телефон. Оторвавшись от подружки, мальчик басит в трубку:
– Да не, ма, у меня астма, меня не возьмут. Так и сказали. Да. Мы тут с Юлькой погулять пойдем, я поздно вернусь…

Наталья КЛЮЧАРЕВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru