УЧЕБНИКИ N 83
Александр ТАРАСОВ,
содиректор
Центра новой социологии
и изучения практической политики «Феникс»
Еще раз о компетентности. И не только
В одном из недавних номеров приложения
«Учебники» был опубликован репортаж,
посвященный круглому столу «Четыре года за
четыре урока (История Великой Отечественной
войны в школе)», который состоялся «в
научно-просветительском центре «Холокост» в
рамках V Всероссийского августовского
интернет-педсовета» (Ольга Дашковская,
«Еще раз о войне», «Учебники», № 68).
В самом начале статьи заявляется, что существует
угроза, «что торжества по поводу знаменательной
даты (60-летия Победы. – А.Т.) могут вылиться в
показуху, в очередную кампанию с парадными
шествиями и фанфарами, а многие насущные
проблемы так и останутся нерешенными. Одна из них
состоит в том, что через 60 лет после разгрома
«коричневой чумы» нацистские идеи в России живут
и процветают: множатся ряды скинхедов, прилавки
завалены книгами о лидерах Третьего рейха, на
стенах домов чернеют свастики».
Далее сообщается, что участники «круглого стола»
пришли к выводу, что «равнодушное отношение
общества к этим позорным явлениям – не что иное,
как закономерная реакция на официальную позицию,
которая состоит в освещении «позитива» на
страницах школьных учебников истории (массовый
героизм советского народа, проявленный в годы
Великой Отечественной войны, скупое
перечисление дат, боев, имен). В то же время
умалчивается правда о тяготах, лишениях,
противоречиях тех лет». Но при Хрущеве или
Брежневе, положим, тоже в школьных учебниках при
освещении Великой Отечественной царствовал
«позитив» (и куда более зубодробительный, чем
сегодня), но вот ни фашистских партий, ни
скинхедов, ни книг, пропагандирующих фашизм,
что-то не было. Интересно, почему бы это?
Далее объясняется, что имеется в виду. «Дети
очень хотят знать правду, и не столько ее
парадную, «разрешенную» сторону, сколько
оборотную, малоизвестную, – считает один из
преподавателей известной московской школы. –
Ребят волнуют именно те вопросы, на которые
трудно найти однозначные ответы. Например: что
заставляло советских граждан сотрудничать с
гитлеровцами? почему Матросов воевал в штрафном
батальоне? почему Зою Космодемьянскую сдали
немцам «свои», советские крестьяне? почему
Муссолини в молодости увлекался
социалистическими идеями, а впоследствии
примкнул к фашистам?».
Поскольку ни о каких возражениях на это
выступление не сообщается, следовательно, все
участники «круглого стола» были с ним согласны.
Итак, учительница – участник «круглого стола»
задала четыре вопроса. Из них один общий,
неконкретный («Что заставляло советских граждан
сотрудничать с гитлеровцами?» – интересно,
почему только «что», а не «кто»? – ведь человека,
назначенного оккупантами старостой, если он от
назначения отказывался, как правило,
расстреливали). А в трех других – в каждом –
учитель демонстрирует полное незнание фактов,
недопустимое для учителя истории в школе.
Во-первых, ни в каком штрафном батальоне
Александр Матросов не состоял. Он был рядовым 56-й
гвардейской стрелковой дивизии, а в гвардии
штрафбатов не было: власть считала недопустимым
совмещать гвардейские части, которые должны были
служить примером для всех войск, со штрафниками.
Матросов был комсомольцем. Штрафник не мог
состоять ни в ВЛКСМ, ни в ВКП(б). В сентябре 1943 г.
имя А. Матросова было присвоено 254-му
гвардейскому стрелковому полку, в котором он
служил. Штрафник не мог быть удостоен такой
чести.
Во-вторых, никакие «свои» «советские крестьяне»
Зою Космодемьянскую фашистам не сдавали. Место,
где она скрывалась, выдал гитлеровцам взятый в
плен член ее же диверсионной группы Клубков
(позже был за это расстрелян), а ловить Зою
помогал оккупантам полицай Скворцов (тоже
расстрелян). Вот вам и «советские крестьяне».
В-третьих, Муссолини вовсе не «увлекался в
молодости социалистическими идеями, а потом
примкнул к фашистам». Муссолини был видным
деятелем Итальянской социалистической партии
(ИСП), редактором официального органа ИСП –
газеты «Аванти!». После начала Первой мировой
войны Муссолини стал одним из лидеров
«интервенционистов», то есть сторонников войны,
за что и был из Соцпартии с позором изгнан. И не
мог Муссолини «примкнуть к фашистам», поскольку
он сам и основал фашистское движение, то есть был
первым фашистом. Это другие примыкали к нему.
Говоря иначе, впечатление такое, что учителя
черпают свои познания о войне именно из той
профашистской литературы, обилием которой на
наших прилавках так обеспокоены участники
«круглого стола». У меня есть даже предположение,
какой именно «источник» прорабатывает она со
своими учениками: антисемитский интернет-ресурс
«Ревизионизм Холокоста» – это именно там наряду
с текстами Юргена Графа, «доказывающими», что
истребление фашистами евреев – не более чем
«жидовский вымысел», размещены статьи о
«штрафнике» Матросове и «сданной советскими
крестьянами» оккупантам Космодемьянской.
Да, конечно, последние 15 лет разного рода
ультраправые авторы, отрабатывающие социальный
заказ по охаиванию всего советского и тем более
коммунистического, какой только лжи не
насочиняли. В частности, о Зое Космодемьянской
писали, что ее вообще не существовало, что это –
выдумка сталинской пропаганды; что Зою «схватили
и сдали немцам местные крестьяне потому, что она
поджигала их избы»; что ее (конкурентная версия!)
сдало фашистам советское руководство, чтобы
заполучить – с пропагандистской целью –
мученицу; что Зоя выдала оккупантам все, что
знала, добровольно и без пыток; что она (опять
конкурентная версия!) ничего немцам не выдала,
потому что была… шизофреничка… И т.д. и т.п. Много
разных гадостей насочиняли о войне духовные
наставники тех самых скинхедов, по поводу
расцвета которых сокрушались участники
«круглого стола». Могу для примера назвать имя
одного такого наставника, любителя изобретать
антисоветские мифы о Великой Отечественной:
Александр Иванов-Сухаревский, лидер Народной
национальной партии, молодежным крылом которой
является скинхедская организация «Русская
цель».
Но в том-то и состоит задача учителя истории (если
у него, конечно, есть совесть), чтобы не
транслировать в классе фашистскую пропаганду, а
разоблачать ее.
Удивительно, но лишь вскользь, как о чем-то само
собой разумеющемся, в статье упоминается о том,
что все изучение Великой Отечественной
«втиснуто» в четыре урока. Последнему дураку
понятно, что это форменное преступление.
Невозможно составить хоть сколько-то внятное
представление о Великой Отечественной войне, а
уж тем более разобраться в «нерешенных насущных
проблемах» и сделать выводы за четыре урока! Но
это постыдное положение создано не учителями,
оно создано чиновниками Минобразования,
«спустившими вниз» такой позорный курс истории,
который прямо и целенаправленно препятствует
внедрению антифашистских установок и знаний в
школе. Это – позиция властей. Так же, как и
безвозбранное издание биографий фашистских
вождей многотысячными тиражами и их свободная
продажа. Как и оправдательные приговоры
организаторам фашистской пропаганды (последний
яркий пример – дело В. Корчагина). Суд – это часть
государственной машины. Именно эта машина
сознательно фашизирует нашу страну.
А учителя на «круглом столе» вместо того, чтобы
принять резолюцию протеста против заведомо
преступной установки по «изучению» Великой
Отечественной войны за четыре урока и призвать
своих коллег не соблюдать эту установку и вести в
школе антифашистскую пропаганду и изучать
Великую Отечественную подробно, разъясняя
школьникам опасность фашизма, что-то жалко
лепетали о «внеурочной деятельности»…
Нельзя одновременно внедрять в сознание детей
фашистские мифы о Зое Космодемьянской и
Александре Матросове – и одновременно сетовать
на расцвет скинхедов. Второе прямо вытекает из
первого.
История Великой Отечественной была и остается
вопросом идеологическим, поскольку сама война
была идеологической войной.
Профессия учителя – профессия социально
ответственная. Когда учительское сообщество
отказывается сопротивляться явно преступной
образовательной политике властей и
сосредоточивается на рептильных обсуждениях,
как реализовать нереализуемое (например,
втиснуть Великую Отечественную в четыре урока),
оно само себя дискредитирует. И даже хуже того –
выступает сообщником чиновных преступников.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|