УЧЕБНИКИ N 83
Одиночество Гуревича
Гуревич А.Я.
История историка. –
М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН),
2004. – 288 с., илл. (Серия “Зерно вечности”)
В качестве главной причины, которая
заставила знаменитого ученого взяться за
описание своей научной судьбы, Арон Яковлевич
Гуревич считает незнание молодым поколением
историков “новейшей истории отечественной и
мировой науки”, которое “существенно мешает
полноценному творчеству…” (С.10).
Хронологические рамки мемуаров охватывают
период с середины 40-х до начала 90-х годов
прошедшего столетия. Посвящены воспоминания не
столько личной жизни автора в обычном понимании
этого слова, а скорее истории его духовной
эволюции, что достаточно емко отражено в
названии книги: “История историка”. Но книга
Гуревича не может быть рассказом только о
внутренней эволюции автора. По выражению
Гуревича, его мемуары – это прежде всего
«повествование, в центре которого остаются “бои
за историю”». Будучи участником и очевидцем
историографического процесса второй половины ХХ
века, А.Я.Гуревич является незаменимым
свидетелем той эпохи, когда борьба идей
становилась зачастую борьбой конкретных людей. И
отделить одно от другого невозможно.
Немалая часть книги посвящена размышлениям
А.Я.Гуревича о предмете своих научных изысканий и
осмыслению своего места в исторической науке. Мы
можем встретить, например, такую очень личную и в
то же время страшную для многих ученых мысль о
существовании того, что Гуревич называет акме
историка. “Ученый переживает периоды акме –
наивысшего подъема творческих сил, большой
научной продуктивности. […] Я хочу подчеркнуть,
что, кажется, я отчетливо сознаю, что мое акме
давно миновало (курсив мой – А.Л.), оно приходится
на 60–70-е годы, с последующими рецидивами,
возвращениями…” (С. 30).
В начале книги А.Я.Гуревич, предваряя возможные
упреки в свой адрес, подчеркивает, что его оценки
“не могут не быть субъективными и лишенными
полноты” (С.10). В Post scriptum автор не раз говорит о
внутренней цензуре, которой он подвергал свой
рассказ, опасаясь, что в противном случае «в
“Истории историка” появилось бы немало желчи»
(С. 281).
Можно также предположить, что внимание
большинства аудитории будет привлечено не к
рассказу о внутренней эволюции ученого-историка,
а именно к “субъективным оценкам” автора. Дело в
том, что А.Я.Гуревич, заявив, что он не будет
“придерживаться принципа и никогда его не
придерживался – о мертвых или хорошо, или никак”
(С.19), не жалеет мертвых и, что “самое ужасное”, не
жалеет и живых.
Что касается большинства своих коллег, то здесь
автор не знает милосердия: А.Н.Чистозвонов,
А.И.Данилов, З.В.Удальцова, С.Л.Утченко,
А.Р.Корсунский, М.А.Барг, Я.А.Левицкий, Е.В.Гутнова
(список можно продолжать) – всем им А.Я.Гуревич,
так или иначе, выносит приговор, и зачастую
беспощадный. Вот, например, о Барге: “Трусость
развратила и погубила талант…” Об
А.Р.Корсунском: “Корсунский обнаружил блестящую
способность усвоить ту ненаучную позицию,
выражающуюся в держимордовстве, которую ожидали
от него Сапрыкин и Ко”.
Конечно, автор дает иногда положительные оценки
научного творчества своих коллег – того же
М.А.Барга, например. Но что они значат по
сравнению с такими характеристиками. При всем
этом некоторые имена не названы полностью и, по
свидетельству автора, замалчиваются “кое-какие
острые факты и ситуации…” (С.280). Но и
произнесенного вполне достаточно, чтобы вызвать
неприятие книги у большинства коллег автора,
поскольку многие из них являются или
непосредственными участниками тех событий (как,
например, А.О.Чубарьян, о котором у Гуревича
сказано в нейтральном смысле), или, так или иначе,
учениками вышеперечисленных. Да что и говорить,
если даже “молодое поколение историков”
заявляет о неправомерности такого подхода к
истории науки: “Ну зачем все это нужно. Надо
понимать ту ситуацию, в которой существовала
наука. Каждый из ученых внес немалый вклад…” и
т.д. и т.п.
Можно многое извинить временем и
обстоятельствами, если при этом г-н N –
“выдающийся исследователь”. Всей своей книгой
Арон Яковлевич утверждает обратное: “…
моральные качества неразрывно связаны с
научными!” (С.158). Советская эпоха дала этому
тезису Гуревича блестящее подтверждение. Но
время все сглаживает: некоторые гонители успели
побывать в роли гонимых, а потом рынок уравнял и
тех и других. И тут возникает сакраментальный
вопрос: зачем ворошить прошлое? Да еще так
ворошить! Наука (в данном случае историческая)
последние пятнадцать лет развивается в условиях
практически полной идеологической свободы.
Методологические заимствования с ранее
“гнилого” Запада стали до такой степени
заурядным явлением, что не знать таких понятий,
как “гендерная история” или “микроистория”,
считается дурным тоном. Даже историческая
антропология, бывшая не так давно чем-то
совершенно новым, стала (в первую очередь
усилиями А.Я.) в некотором роде классикой
исторической науки. Поэтому, может быть, стоит
забыть старые обиды и дружно идти вперед – к
новым научным достижениям? Тем более дух времени
таков, что обостренное нравственное осмысление
путей развития науки сегодня почти не
востребовано. Жизнь, казалось бы, не сталкивает
ученых с вопросом жесткого морального выбора. В
условиях методологического плюрализма
выразители даже самых экстравагантных взглядов
могут найти свою нишу. Отчасти так оно и есть, но,
во-первых, данная ситуация скорее всего
временная (историки знают это лучше всех). А
во-вторых, то впечатление, что сегодня в
гуманитарной науке отсутствует проблема
нравственного самоопределения, является весьма
обманчивым. И основной пафос книги Гуревича как
раз и заключаются в той мысли, что моральная
позиция ученого-гуманитария напрямую
обуславливает качество его научных изысканий и
ценность его самого как исследователя. Есть
основания предполагать, что эта связь может быть
и обратной.
К сожалению, представляется более вероятным, что
эта идея Гуревича не будет востребована еще
многие годы, независимо от того, в какую сторону
будет меняться ситуация в отечественной науке.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|