УЧЕБНИКИ N 83
Не конкуренты, а партнеры
В Федерации Интернет Образования в
марте состоялся круглый стол «Проблемы
педагогической периодики», в котором приняли
участие издатели и журналисты.
За последнее десятилетие количество изданий
педагогической прессы увеличилось в несколько
раз, а тиражи многих из них резко снизились.
Это относится не только к «новичкам», но и к тем
газетам и журналам, которые выпускаются в
течение многих лет и хорошо известны широкому
читателю. К числу таковых относится журнал
«Семья и школа», который в советские времена
издавался многотысячными тиражами, а теперь едва
сводит концы с концами, несмотря на то, что на его
страницах освещаются актуальные темы – такие,
например, как защита прав детей.
Одна из основных проблем состоит в том, что в силу
своей специфики педагогические издания, за
редкими исключениями, не распространяются в
розничной торговле, в то время как у школ нет
денег на подписку или же их явно недостаточно.
После того как в середине 90-х годов функции по
обеспечению школ учебной литературой были
переданы с федерального на региональный уровень,
в дотационных территориях – а их подавляющее
большинство – затраты по закупке учебников
переложили на родительские плечи, точнее,
кошельки. Финансирование этой важнейшей задачи
осуществляется по схеме: 85% – за счет
родительских средств, 15% – за счет бюджета. В
более благополучных регионах, где основные
расходы берет на себя бюджет, государственная
политика направлена на комплектование фондов
школьных библиотек исключительно учебной
литературой, а на педагогическую периодику, как
правило, не выделяется ни копейки.
В то же время интерес учителей к
профессиональным изданиям огромен, и в этом
участникам «круглого стола» видится одна из
главных предпосылок успешного развития.
По словам ведущего редактора интернет-программ
Федерации Интернет Образования Тамары Малых,
именно на страницах педагогических СМИ учителя
могут найти ответы на волнующие их вопросы: о
реформе школы, о том, как выживать в новых
экономических условиях, как организовать
воспитательную работу и учебный процесс.
Немаловажно и то, что в эпоху стрессов и страстей
образовательные газеты и журналы в отличие от
всех остальных несут в себе позитивную
информацию. Многие педагогические журналы можно
перечитывать через много лет, потому что в них
освещаются вечные темы.
Среди отрицательных факторов помимо нехватки
средств участники обсуждения отмечали
недостаток информации, слабый маркетинг и
разрозненность образовательных изданий.
Действительно, сведения о педагогической
периодике зачастую не доходят до адресата:
полной базы педагогических СМИ нет даже в
образовательном портале, и решить эту задачу
вызвалась Федерация Интернет Образования,
которая имеет сайт в Интернете – www.fio.ru.
Интернет – самый демократичный из всех
современных каналов связи, его ресурсы можно
использовать широко и многогранно: например,
устраивать разного рода акции – от таких
традиционных, как форумы и виртуальные
мастер-классы, до спектаклей и выпускных вечеров,
как это делает, например, журнал “Вопросы
Интернет-образования”.
Не грех позаимствовать полезный опыт у коллег по
цеху – издателей учебно-методической
литературы, которые за последние годы достигли
больших успехов в продвижении своей продукции на
рынке. С этой целью они устраивают выездные
семинары в регионах, выставки-продажи, различные
рекламные акции, которые проходят в рамках
крупных региональных мероприятий.
Нельзя пренебрегать и ресурсами печатных СМИ:
как отмечали участники «круглого стола»,
педагогические издания должны преодолеть
стереотипы в собственном сознании и относиться
друг к другу не как к конкурентам, а как к
партнерам, испытывающим аналогичные трудности.
Итоги встречи оказались неожиданными –
участники обсуждения предложили создать при
Федерации Интернет Образования «Клуб
педагогических изданий», который практически
сразу заработал. Была принята программа действий
из нескольких пунктов:
На портале ФИО было решено открыть специальную
рубрику – каталог педагогических изданий, где
редакции смогут подробно описать свои газеты,
журналы, электронные издания, размещать
избранные статьи и образцы номеров.
На портале ФИО открыт специальный форум «Клуб
педагогических изданий», где члены нового
сообщества публикуют свои предложения для его
поддержки.
Издания для школьных библиотекарей для более
качественной консультационной работы с
педагогами при организации школьной подписки
готовы предоставить полосы своих газет и
журналов для дайджестов и аналитических обзоров
педагогической прессы.
Коллектор учебных изданий «Бибком» готов
выпустить специальный каталог «Педагогическая
пресса» для библиотек в рамках деятельности
клуба.
Было предложено ежегодное проведение «Дня
подписчика», для стимулирования подписных
кампаний и помощи в организации
благотворительной подписки на лучшие
педагогические издания школьным и публичным
библиотекам.
Рассматриваются предложения об организации
общих стендов педагогических СМИ на выставках и
конференциях.
Организация выставочных стендов педагогических
СМИ в детских и педагогических библиотеках.
Рекламирование каталога педагогических изданий
среди организаций, проводящих подписные
кампании в странах ближнего зарубежья, и
проведение акций для снижения стоимости
подписки в этих регионах. Проведение рекламных
кампаний среди диаспор дальнего зарубежья.
Поднимать на страницах изданий – членов клуба
важные социальные проблемы по вопросам
образования и воспитания через проведение
одновременных информационных акций, используя
апробированную технологию организации «круглых
столов» в Федерации Интернет Образования, таких
как проблема детского чтения в России.
Было решено вести переговоры о создании единого
рекламного социального блока для педагогической
прессы.
Было принято решение об информационной
поддержке социальных акций, конкурсов для
развития российской системы образования и
культуры.
С большим энтузиазмом было принято предложение
продолжить обсуждение и обмен опытом об успешных
технологиях наиболее динамично развивающихся
изданий.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|