УЧЕБНИКИ N 83
От первого лица
Любовь ФЕДОСОВА,
заведующая библиотечно-информационным
центром гимназии № 1 «Универс» г. Красноярска
Автоматизация
школьных библиотек сегодня превратилась из
благого пожелания в насущную необходимость.
В этом году происходит крупнейшая поставка АИБС
(автоматизированных информационных
библиотечных систем) в школьные библиотеки –
государственная поставка 39,5 тыс. экземпляров
программы «МАРК-SQL – версия для школьных
библиотек».
В Москве на сегодняшний день установлено 330 экз.
АИБС «МАРК», в 2004 г. установлено 39 экз. АИБС «1С:
ШБ». Библиотеки закупают и другие АИБС, которых
на рынке существует до десятка.
Техническое сопровождение, предлагаемое
производителями, обычно заключается в установке
программы, обучении пользователя, режиме
консультаций он-лайн, поддерживании сайтов.
Собственно обучение пользователей технологии
работы с АИБС не является большой трудностью и
проводится в различных вариантах. В компании
«Либэр» есть региональные представители,
осуществляющие обучение и поддержку: за четыре
рабочих дня пользователь обучается основам
работы с АИБС. У «1С: ШБ» первичное обучение
составляет 16 часов (если пользователь знаком с
азами ИКТ). Российский центр экспертизы
мультимедиа и телекоммуникаций в образовании и
Головной информационный центр в сотрудничестве
с «Информ-системой» подготовили 36 тьюторов из 18
регионов; обучено 300 библиотекарей из
Костромской области, идет обучение 2500
библиотекарей из Ростовской, Новгородской
областей, Чувашии.
Однако развернутая система обучения
пользователей АИБС не гарантирует успеха
массовой автоматизации школьных библиотек. Так
что же нужно сделать, чтобы автоматизация
школьных библиотек не превратилась в профанацию?
Первое. Господа разработчики АИБС считают
необходимыми условиями функционирования АИБС
следующее: наличие сайта поддержки, горячей
консультационной линии (он-лайн или телефон),
связь по электронной почте. Это действительно
необходимые, но явно недостаточные условия.
Как практик, в течение трех лет бьющийся над
проблемами автоматизации гимназической
библиотеки на базе АИБС «Либэр 2.9», считаю
необходимым указанное выше и достаточным
следующее.
1. Наличие регионального системного
администратора, ответственного за техническое
сопровождение процесса автоматизации
(ликвидацию системных сбоев, настройку и
адаптацию АИБС и др.) Им может быть и специалист
РИЦа (региональные информационные центры есть в
большинстве регионов).
2. Утвержденное в договоре оперативное (в течение
3–5 дней) реагирование компаний или их
представителей на запросы библиотекарей.
3. Элементарное выполнение поставщиками
обязательств по настройке системы.
4. Создание методического центра по
автоматизации школьных библиотек (возможно на
базе ИППК РО или РИЦ) для решения технологических
вопросов и обмена опытом работы.
Если не решить этих основных вопросов, то другие
попросту не возникнут. Какой бы прекрасной ни
была АИБС, но если ликвидации системного сбоя
нужно ждать месяцами, то теряется всякий здравый
смысл и идет профанация самой идеи
автоматизации, призванной сделать эффективными
и производительными все библиотечные процессы.
Пример из нашей жизни: в АИБС полетела настройка
вывода файлов на принтер. Региональный системный
администратор устранил неполадку через 3 месяца
после многократных звонков, просьб, угроз и т.д. В
течение этого времени библиографические
карточки писались вручную… И таких мелочей
огромное множество, потому что у школьной
библиотеки нет возможности создать отделы
автоматизации и пригласить на работу
собственного программиста. Такие возможности
есть только у крупных библиотек, и скорее всего
подобные проблемы для них несущественные. У нас
же библиотекарь является только пользователем.
Уповать на школьных компьютерщиков (учителей
информатики) не приходится, так как они не
владеют АИБС, да и не желают на общественных
началах заниматься хлопотными проблемами
автоматизации ШБ.
Второе. Очевидно, что в силу собственной фондовой
незначительности для ШБ гораздо более важна
включенность в глобальные информационные сети,
нежели наполнение собственного информационного
контента (создание баз данных и каталогов). Да и
штатное расписание (не более 2 сотрудников даже в
крупных школах) не позволяет самостоятельно в
быстрые сроки создать базу данных. Поэтому
спасение для ШБ только в корпоративности
каталогизации, обмене информацией и базами
данных.
Сделать это возможно двумя путями: приобрести
модули корпоративной каталогизации (достаточно
дорогостоящие программы до 1000 долларов) или всем
школьным библиотекам работать в едином
пространстве (на общей АИБС). Тогда и только тогда
школьные библиотекари почувствуют все прелести
автоматизации: экономию времени на обработку
изданий, устранение рутинной технологии,
электронную книговыдачу и многое другое.
Пока же… каждая библиотека-«счастливица»,
обладатель АИБС (любой), начинает с нулевого
цикла: вручную набивает электронный каталог,
затрачивая на это уйму времени, которого и так не
хватает. Процесс затягивается на долгие годы, а
если учесть все сбои, то и навсегда (мы за три года
работы создали базу из 14000 записей, при этом на
одном АРМе (автоматизированном рабочем месте)
идет постоянный ввод данных).
P.S. Зайдя на портал Library.ru, на сайты
школьных библиотек, я ни на одном из них в
основном меню не увидела выставленного
электронного каталога и поисковой системы,
только списки в различных вариациях. Этот факт и
есть подтверждение всему вышесказанному.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|