УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
Нам снова говорят о «бесспорных»
вещах в истории.
Но в истории не бывает ничего бесспорного...
Я хорошо помню уроки истории с
интонацией. Эти уроки мимики и жеста, обучение
чтению между строк, кодировке и расшифровке
информации, как в школе разведчиков.
«…В ответ на категорический отказ уступить нам
территорию Карельского перешейка в обмен на
вдвое большую (представляете?!) в материковой
Карелии (какая наглость!) 29 ноября СССР
денонсировал договор о нейтралитете с
Финляндией. И 30 ноября начались военные действия.
– А кто первым начал войну?
– 29 ноября СССР денонсировал договор о
нейтралитете с Финляндией. И 30 ноября начались
военные действия.
– Но кто же первым начал?
– Я сказал… 29 ноября…»
Пара-тройка веселых глаз, оторвавшись от
конспектов, с радостью и лукавством смотрят на
тебя. Ты в упор на них. Едва заметное кивание друг
другу – понятно.
Это было в начале 80-х.
А через десять лет воздух свободы опьянил нас
всех, и каждый стал сам себе цензор. Во времена
моды на вариативность образования появилась
масса авторских программ и учебников, среди
которых, мягко говоря, конечно, не все отвечали
уровню компетентности. Учителя, директора школ
сами тогда подняли бучу, чтобы все это творчество
хоть как-то привести в цивилизованные рамки, и
требовали лицензирования. Что и было сделано,
позволив тем самым произвести искусственный
отбор, а естественный произвело время – пена
сдулась, шелуха отпала. Речь тогда шла о понятной
борьбе с глупостью и невежеством. И никто,
казалось, не замахивался на сам принцип
альтернативности образования, на приведение
всего к единому знаменателю.
Прошло еще десять лет, и начинает казаться, что
теперь власть вместе с водой готова выплеснуть
ребенка. Двери школы вновь закрываются, свежего
воздуха начинает не хватать.
Власть успокаивает: возврата не будет, уберем
только лишнее, оставим «бесспорное», не будем
политизировать школу. Но именно под лозунгами
деполитизации происходила реформа образования в
начале 90-х. Еще раз деполитизировать? Но тогда под
этим понималась борьба против одностороннего
засилья коммунистической идеологии. Теперь же
есть опасения, что чуткие чиновники поймут это
так, что под шумок деполитизации можно
восстановить идеологию. Только теперь она будет
наконец «правильная», но опять же – единая.
Получается: новые задачи по старым лекалам.
Нам снова говорят о «бесспорных» вещах в истории.
Но в истории не бывает ничего бесспорного. Есть
разные трактовки, ракурсы, интерпретации. При
этом никто не выступает за то, чтобы превратить
школу в дискуссионный клуб, но дети должны знать
разные точки зрения и выбирать свою.
История, конечно, не панацея. И, как говорится,
ничему не учит. Никогда нельзя попасть в чужой
урок, никогда нельзя до конца понять чужого
человека, чужое время, даже собственную жизнь,
оглядываясь назад. Но тем не менее можно и важно
иметь возможность слышать другое время, биение
которого по природе своей аритмично, иметь
доступ к разным воспоминаниям, мыслям
современников и очевидцев. Тогда учитель, по
сути, превращается в некого библиотекаря или
хранителя древностей, предлагающего разные
источники знаний для личного осмысления. Чтобы
ученик уже выращивал историю в себе.
И если прошлое недостаточно осмыслено, притом с
разных сторон, то будущее, ежесекундно
становящееся прошлым, попадая в него, только
добавляет неразберихи в собственные поступки.
Если же прошлое добросовестно проработано, оно
становится внутренним голосом будущего и его
верным путеводителем.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|