ТОЧКА ОПОРЫ
Литературы для слепых детей издается в
России крайне мало. Эти книги практически
недоступны широкому читателю. Для многих ребят
единственным окном в мир является специальный
журнал «Школьный вестник».
«Школьный вестник» уже давно перестал быть
просто журналом для незрячих детей. Это своего
рода неофициальное детское общество слепых. В
редакции есть банк данных обо всех
школах-интернатах для слепых и слабовидящих
детей России и СНГ. Журнал знает об этих школах,
помогает своим читателям в трудоустройстве,
поступлении в вузы и в других чисто житейских
вопросах. Родители и учителя знают, что в случае
необходимости можно обратиться в редакцию
«Школьного вестника».
Юрий КОЧЕТКОВ:
«В школах нет ни специального оборудования, ни
подготовленных педагогов»
– Первое, что вы сделаете, если вдруг
откуда-нибудь получите дополнительное
финансирование…
– В первую очередь мы бы стали выпускать
специальное приложение для родителей. Сейчас у
нас есть такая рубрика, но тема гораздо шире, и
требуется значительно больший объем публикаций,
чтобы обо всем рассказать. Родителей, у которых
появились дети с дефектами зрения, надо самих
воспитывать и просвещать. Что они делают? Идут по
врачам, ищут деньги на операции. А дальше что? Они
не знают. Вы не поверите, многие из них даже не
знают, что во всех регионах есть отделения
Всероссийского общества слепых. Они просто
мечутся в ужасе и не знают, что им делать со своим
ребенком. Мы готовы им помочь. Главное, чтобы были
деньги на такое приложение, а этих денег нет.
– Что бы вы посоветовали родителям: куда
отправить ребенка учиться – школа, вуз?
– В этом вопросе наша точка зрения сильно
расходится с официальной. Начнем со школы. По
нашему законодательству слепой или слабовидящий
ребенок имеет право учиться в обычной школе. И
некоторые родители делают все возможное, чтобы
так оно и было: мол, мой ребенок ничем не хуже
остальных, почему он должен учиться в каком-то
специализированном заведении? Но я считаю, что
начальное и среднее образование незрячие дети
должны получать все-таки в спецшколах. Во-первых,
наше общество, а особенно дети с их неосознанной
жестокостью ко всему непохожему, еще не готово
принять инвалидов. Это будут неизбежные
психологические проблемы. Во-вторых, отсутствие
необходимого оснащения: ведь в наших школах нет
специального оборудования для слепых, нет
подготовленных педагогов, которые заканчивали
бы дефектологический факультет, а без этого
никак.
– Что нужно учителю, чтобы работать со слепым
ребенком?
– То же самое, что и при работе с обычными детьми:
надо любить своих учеников и свою профессию.
Только так получится дать им нечто большее, а не
просто отбарабанить программу. Но если копать
глубже, то в школе для незрячих обязательно
должно быть хотя бы несколько слепых учителей.
Во-первых, это живой пример: вот он такой же, как я,
а ведь добился своего, закончил вуз, нашел свое
место в жизни. Это всегда действует даже на
подсознательном уровне. И потом есть некоторые
вещи, которым слепого может научить только
слепой. Мы же с вами, как ни крути, по-разному
воспринимаем этот мир.
– Итак, начальное и среднее образование – в
спецшколах. А дальше?
– В старших классах, я думаю, можно переходить и в
общеобразовательные учебные заведения. Но
только в том случае, если это школа с углубленным
изучением какого-либо предмета. Потому что
уровень образования – и это не бравада, это
жизненный опыт – в школах для слепых гораздо
выше, чем в обычных. Не знаю, почему так
получается. А вот дальше, когда приходит время
выбора вуза, как раз и начинаются наши
разногласия с властью. Сейчас инвалиды 1 и 2-й
групп, в том числе и по зрению, идут в вузы вне
конкурса. Но это может кончиться в любой момент.
Потому что наши чиновники вдруг решили, что
необходимо создавать какие-то специальные
университеты для инвалидов. Мы считаем, что это
очень плохая идея. Во-первых, создание таких
вузов – это большие затраты. А поскольку наше
государство имеет обыкновение экономить на
социальной сфере, то таких денег могут просто не
найти – и что тогда делать этим ребятам?
Во-вторых, чисто психологический момент. Вот вы
представьте: приходит устраиваться на работу
человек и показывает диплом об окончании некого
университета для инвалидов. Это сразу какая-то
ущербность. Возьмут ли его на работу? В
большинстве случаев нет, будь он хоть трижды
талантлив. Сама формулировка подействует так,
что всерьез к выпускнику такого вуза относиться
не будут. Слепые должны учиться в обычных вузах
наравне со всеми, мы же учились и стали
полноценными специалистами. Другое дело, что при
университетах необходимо создавать центры
поддержки незрячих студентов, где стояли бы
компьютеры с тактильными дисплеями, специальные
принтеры, где можно было бы распечатать по
Брайлю. Такое есть во всем мире. У нас пока только
единичные случаи – в Нижнем Новгороде, в
Калининграде. В Москве пока нет.
– Как обстоят дела с учебниками для слепых и
слабовидящих?
– Это больная тема. Если учебники, напечатанные
по Брайлю, у нас еще регулярно выходят, то вот с
литературой для слабовидящих просто беда. С 1988
года в России не вышло ни одного учебника для
слабовидящих. То есть два поколения выросло
вообще без учебников, напечатанных укрупненным
шрифтом. Как дети справлялись с этой проблемой?
Кому-то родители вслух читали, а кто с лупой, кто
носом по страницам… Это же преступление! Куда
смотрело Министерство образования, которое
должно заказывать подобную литературу! Мы
пытаемся в какой-то степени компенсировать
отсутствие книг для слабовидящих детей: с 1995 года
издаем плоскопечатную версию «Школьного
вестника» – как раз для слабовидящих читателей,
крупным шрифтом. Но все равно журнал ведь не
может заменить учебники.
– Вам иногда удается ездить в командировки за
границу, какие впечатления?
– Первый раз я вырвался в «проклятый капитализм»
еще в советские времена. И это был, конечно, шок. Я
попал в другой мир. Нас возили в лучшую школу для
слепых в Европе – в Устершире. О технических
чудесах я не говорю, это и так понятно. Но там же
практически индивидуальное образование в
старших классах для каждого ребенка. И там нет
запрета на профессию. Кем хочешь, тем и станешь,
главное – хотеть. Меня там, например, познакомили
с девушкой, которая работала дизайнером в фирме
«Ролс Ройс», разрабатывала новые модели
автомобилей. При этом она была абсолютно слепой.
Для них в этом факте – незрячий дизайнер,
профессионально востребованный и успешно
делающий карьеру, – не было ничего
удивительного. У нас же в России, если кому-то из
незрячих удается достичь серьезных
профессиональных успехов, то это можно назвать
подвигом – слишком многое приходится
преодолевать. Даже в мелочах. Знаете, что меня
больше всего там поразило? На каждом доме есть
адрес, набранный шрифтом Брайля. Тогда я пообещал
себе, что буду делать все возможное, чтобы и у нас
в стране незрячие люди стали полноправными
членами общества, как бы пафосно это ни звучало.
Наталья КЛЮЧАРЕВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|