Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТОЧКА ОПОРЫ

Литературы для слепых детей издается в России крайне мало. Эти книги практически недоступны широкому читателю. Для многих ребят единственным окном в мир является специальный журнал «Школьный вестник».
«Школьный вестник» уже давно перестал быть просто журналом для незрячих детей. Это своего рода неофициальное детское общество слепых. В редакции есть банк данных обо всех школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей России и СНГ. Журнал знает об этих школах, помогает своим читателям в трудоустройстве, поступлении в вузы и в других чисто житейских вопросах. Родители и учителя знают, что в случае необходимости можно обратиться в редакцию «Школьного вестника».

Путеводитель по невидимой планете
Большинство незрячих детей у нас в стране узнают мир по журналу «Школьный вестник»

«Пройдете двести шагов по большой улице, вы узнаете ее, там очень шумно. Потом повернете направо, там будет железная дорога. Только осторожнее переходите, послушайте, не едет ли поезд…»
Главный редактор журнала «Школьный вестник» Юрий Кочетков объясняет, как добраться до редакции по звукам. Половина всех сотрудников журнала проделывают этот путь именно так. Единственное в России периодическое издание для слепых и слабовидящих детей верстают, не глядя на экран компьютера, и редактируют, читая рукопись пальцами.
По словам Юрия Кочеткова, выражение «слепой ведет слепого» – это не всегда синоним абсурда: каким-то вещам незрячего может научить только такой же, как он.

В 1938 году воспитанники Ленинградского института для слепых детей написали письмо Надежде Крупской с просьбой создать специальный журнал для незрячих детей. Уже через полгода вышел в свет первый номер «Советского школьника» (переименован в «Школьный вестник» в 1995 году). Поначалу журнал состоял из набранных рельефно-точечным шрифтом Брайля перепечаток из других изданий.
Сейчас перепечатки занимают лишь незначительную часть журнала. Все остальное – оригинальные материалы, учитывающие специфику читательской аудитории и освещающие конкретные проблемы незрячих детей.
Как говорят в редакции, «Школьный вестник» – журнал энциклопедический. Здесь пытаются максимально расширить круг знаний незрячих ребят: с помощью журнала они учатся создавать оригами и изучают эсперанто, знакомятся с последними достижениями науки и тифлотехники (технические средства для слепых). Среди постоянных авторов «Школьного вестника» – ученые с мировым именем: доктор философских наук Анатолий Майданов, член-корреспондент Академии информатизации при ООН Александр Суворов.
Некоторые известные детские писатели отдают «Школьному вестнику» право первой публикации своих новых текстов: впервые они выходят в свет именно здесь, а уже потом – в плоскопечатном варианте. Например, так было с повестью Юрия Коваля «Самая легкая лодка в мире».
«Школьный вестник» знакомит своих читателей и с изобразительным искусством. Во все номера вложены пластины с рельефно-графическим изображением картин и памятников архитектуры, изготовленные на специальной полимерной пленке. Иллюстрации в журнале для незрячих – такого нет нигде в мире.
Как единственному в стране изданию для слепых детей, журналу приходится учитывать вкусы и интересы всех возрастов: от самых маленьких читателей до выпускников школ, не забывая при этом о родителях и учителях. Поэтому в «Школьном вестнике» постоянно не хватает места.
«Столько всего хочется сделать, – жалуется главный редактор журнала Юрий Кочетков, – а возможности ограниченны. У нас всего три с половиной учетно-издательских листа, и мы все время оказываемся перед дилеммой: каким статьям придется подождать? Нам жизненно необходимы приложения. И мы могли бы их выпускать своими силами, только денег на это не допросишься».
Во всем мире, даже в бывших союзных республиках, например, на Украине, издания, подобные «Школьному вестнику», находятся на полном государственном обеспечении. У нас журнал для слепых детей государство финансирует лишь частично. Хватает только на полиграфические расходы. Зарплаты сотрудникам, гонорары авторам, деньги на приобретение специальной техники (компьютеры с тактильными дисплеями, например), арендная плата и прочие расходы повисают в воздухе. Если бы не помощь ОАО «Молодая гвардия», в помещении которого находится редакция «Школьного вестника», единственный в стране журнал для слепых детей уже давно бы прекратил свое существование. «Школьному вестнику», как и многим социальным проектам, не востребованным в родном государстве, приходится прибегать к помощи западных грантодателей.
Недавно появилась еще одна денежная проблема.
«Почта нас просто гробит! Они стали брать деньги с наших подписчиков за доставку. Такого нигде в мире нет! – говорит Юрий Кочетков. – В итоге наш журнал, годовая подписка на который изначально стоит 144 рубля, во Владивостоке, например, уже влетает в копеечку – 900 рублей. Наши читатели явно не смогут себе этого позволить! И опять, вместо того чтобы спокойно заниматься своим делом, нам приходится тратить массу времени на борьбу с чиновниками. Уже не знаешь, что на тебя свалится в следующий момент!»

Наталья КЛЮЧАРЕВА


Я выплыл на голос

Из воспоминаний одного из самых первых подписчиков журнала

В 1938 году я учился в школе для слепых детей в Вологодской области. На уроках труда мы вязали носки и свитера. За каждую вещь, сделанную без брака, нам платили зарплату. У меня набралось несколько рублей, и я мечтал купить много-много леденцов. Только случилось другое. На пионерском сборе вожатая сказала, что летом начнет выходить журнал для незрячих школьников. О леденцах я тут же забыл. Все сбережения ушли на подписку, и я ни разу в жизни об этом не пожалел.
В первом номере журнала меня поразила сказка о двух лягушках, которые упали в кувшин с молоком. Одна сразу же сложила лапки и утонула. Другая стала барахтаться и сбила из молока ком масла. Взобравшись на него, она выпрыгнула из кувшина.
В тот же день я решил последовать ее примеру. Я очень хотел научиться плавать, но мешал страх. А тут твердо решил: переборю себя. Окунулся, и тут меня оторвало от дна и понесло по течению. Я зашлепал руками и ногами по воде и изо всех сил закричал:
– Тону! Спасите!
А мне с берега:
– Да ты же плывешь! Давай сюда, на голос!
Я и выплыл…

Валериан ДОРНЯК,
учитель русского языка и
литературы из Сыктывкара


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru